Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

Узнать прошлое, чтобы принять настоящее

14 января

733

0

Многообразны чувства, убеждения и оценки патриотического сознания личности. Но им недостает теплоты и задушевности без выяснения истоков и смысла имени села или города, в котором живем, истории своего рода. Освоение таких подробностей бытия составляет первую и главную опору всех высоких этапов гражданского воспитания. Каждый человек должен быть сопричастен к своему народу, к истории своей малой родины, к своим предкам. Любовь к Родине не может быть абстрактной, без корневой основы. И начинается она всегда душевной, нравственной привязанностью к отчему краю, родительскому дому.

Несколько столетий на берегу речушки Воробжа, в верхнем ее течении, недалеко от урочища Степовое, откуда и вытекает река, стоит русская деревенька Маховая. Сейчас это село Махов Колодезь.
В 17 столетии «дикое поле», все изрезанное татарскими сакмами, то есть дорогами, стало мало-помалу заселяться пришлыми людьми преимущественно из Малороссии, которая в начале 17 века попала под власть Польши. Заселение южных окраин России отвечало государственным интересам, которые заключались в стремлении Московского правительства укрепить границы и поставить заслон врагам. Окраинные земли заселялись как путем принудительной отправки туда жителей внутренних уездов России и ссыльных, так и в процессе вольной колонизации свободных земель Порубежья. Поэтому население Курского края, в том числе и юго-западные его части, где находятся сегодня Суджанский, Большесолдатский и другие районы, было крайне пестрым. Вплоть до 20 века здесь сохранились различия в обрядах, в одежде, в диалектах даже соседних деревень, например Воробжи, Черного Ольха, Будища. Правительство предоставляло переселенцам большие привилегии, в том числе свободное освоение земель в неограниченном количестве, освобождение от налогов. Стихийно образовавшиеся населенные пункты получали статус слободских поселений (слово «слобода» означает «свобода»).
Археологические раскопки на территории д. Махов Колодезь и его окрестностей никогда не проводились. Упоминаний в исторических документах о деревне Маховой Колодезь крайне мало. Сёла Саморядово, Будище, Большой Каменец и ряд других сёл Большесолдатского района были основаны детьми боярскими, которые состояли на службе в Суджанской крепости и рейтарских полках. Существует несколько предположений относительно возникновения деревни Маховой Колодезь и происхождения её названия. Однако первоначально она называлась Маховая, о чем поведали старые карты Генерального плана межевания земель за 1784 год и «Опись воеводы Василия Сибилёва», датируемая 1698 годом. Вот что пишет о том времени А.И. Терлецкий в «Исторических записках о городе Судже и его уезде»: «Самая важная вольность и привилегия жителей слободских полков, которую они весьма долго отстаивали перед Московским правительством, была — вольное, беспошлинное винокурение. В городе Суджа было 20 шинковых дворов — цифра весьма почтенная. Между тем, права, вольности и привилегии жителей уезда, дарованные коим за воинские заслуги, продолжали привлекать переселенцев. Грамотой Великого государя Алексея Михайловича от 1672 года было запрещено великороссиянам селиться на жалованных казачьих землях, «дабы от того в землях не было оскудения и служилым людям утеснения». Но, не смотря на такого рода запреты, великороссы своевольно расселялись после объединения в 1654 году Украины с Россией по Суджанскому уезду в силу существовавшего в то время обычая, по которому занятие никому непринадлежащих вольных земель — есть законный способ приобретения собственности… Многие великороссияне начинают подавать челобитные о закреплении за ними пустопорожних земель, и челобитные их увенчиваются успехом. Так образовывались новые русскоязычные поселения, например, однодворческие села и деревни, среди которых деревня Маховая в 18 верстах от Суджи (ныне Нижнемахово), и деревня Маховая в 25 верстах от Суджи (это и есть Маховой Колодезь), а также деревни Борки, Спальное, Плехово, Будище и другие.
Сложившаяся ситуация законного и противозаконного заселения как нельзя более явно отразилась в истории возникновения нашей деревни. Первое упоминание в архивных источниках о деревне Маховой Колодезь относится к 17 веку. В «Исторических заметках о городе Судже и его уезде» И.А. Терлецкого, опубликованных в 1894 году, автор, ссылаясь на «Опись новопостроенного города Суджи» стольника и воеводы Рогозина Герасима Семеновича, пишет: «…в числе пришлых людей явились в Суджанский уезд селиться не только одни черкасы или малороссияне, но и русские люди, великорусы. Эти пришлые люди в разных местах уезда основали новые поселки или починки… У Плехова озера, к реке Пслу, новый починок Плехово; …из разных городов русские прихожие люди… мельница черкашенина Мишки Басова. На реке Воробже строиться начинают русские из разных городов прихожие люди в четырех местах по 10 дворов». Какие это селения по 10 дворов? Несомненно, одно из них и было Маховой Колодезь. Основанием для такого вывода является тот факт, что уже в 1698 году в описи воеводы Сибилева дается список русских поселений: «1. Село Белица; 2. Деревня Маховая; 3. Деревня Осипова Лука; 4. Село Черный Олёх; 5. Село Гуйва; 6. Деревня Будищи; 7. Деревня Саморядова; 8. Село Растворово; 9. Деревня Сторожевая; 10. Деревня Хотеж-Колодез; 11. Село Козыревка; 12. Село Солдатское; 13. Деревня Каменка; 14. Село Скородное; 15. Деревня Бирюковка; 16. Деревня Маховой Колодез; 17. Село Поречное; 18. Село Пушкарное; 19. Село Мартыновка».
В делах Российского государственного архива древних актов хранится важный документ — книга № 20 «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции», в нём сказано: «№ 18. По Судже челобитье Лазаря Шевелёва о даче ему оставшегося после умершего брата Герасима Шевелёва поместья в Суджанском уезде в деревне Моховом Колодезе». Этот документ подтверждает, что род Шевелевых на суджанской и большесолдатской земле имеет дворянское происхождение. Сын боярский Герасим Шевелёв упоминается и в Рыльском уезде, где у него были земельные владения. В Московском Государственном архиве хранится выпись из описной книги земель Судженского уезда: «…об отводе судженцам Грегорию Бахтиярову со товарищами к деревне Моховой Колодезь спорной земли с деревней Растворовой». Таким образом, возникновение деревни Маховой Колодезь можно отнести приблизительно к 17 веку, вероятно, к его первой половине. Но первое упоминание о деревне относится к 1676 году. Сначала деревня была небольшая, состояла из 10-12 дворов. Отсюда потом получила название первая улица села — деревня. Потом люди стали строить дома в других, более удобных местах, и улицы стали получать названия в зависимости от географического расположения или занятия жителей. Так, образовавшаяся в центре села улица получила название Рынок, здесь велась торговля. Долгие годы нужда была спутником наших предков. Чтобы заработать лишнюю копейку люди занимались подсобными промыслами. К примеру, плели кошели, которые затем продавали на ярмарке в Судже. Место, где жили «кошельники», и по сей день в простонародье носит название Кошелевка. Позднее заселилась часть правого берега р. Воробжи ближе к урочищу Степовое, и улицу назвали Новоселовка. Впоследствии число жителей растет, и появляются новые улицы: Проулок, Хаповка, Горловка, Гусиновка.
В толковом словаре Ожегова находим: «Колодец — укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя». Изначально, вероятно, эта группа названий обозначала родник, источник, речушку в балке или овраге. Если отправиться в поход через Курскую область с территории Орловской области в Белгородскую, то на пути примерно через равные промежутки (20 — 40 км) будут стоять села Теплый Колодезь в Орловской области, Белый Колодезь Золотухинского района, Полевой Колодезь, Томилин Колодезь в Фатежском районе, Черный Колодезь в Курчатовском районе, Белый Колодезь в Медвенском районе, Махов Колодезь в Большесолдатском районе, Хотеж-Колодезь, Долгий Колодезь в Беловском районе, Белый Колодезь, Теплый Колодезь в Белгородской области. Эта цепочка сел с похожими названиями позволяет сделать предположение, что мы находимся на древней дороге с севера, из Москвы, к южным окраинам государства, а названные села возникли в местах остановок путников у водных источников — колодезей. Этот пример даёт основание полагать, что селения, в названиях которых есть слово «колодезь», возникали у водных источников, расположенных на дорогах. Действительно, большинство из них лежит на древних татарских дорогах «сакмах», по которым кочевники делали набеги на русские Земли.
Почему именно Махов Колодезь? В нашем селе из поколения в поколение передается легенда: «Жил в те времена купец Махов, который гонял овец для продажи через наши луга. Но на пути ему мешал колодезь, вода из которого разливалась на несколько километров. И тогда он забил этот колодезь овечьей шерстью, и отсюда пошло название села Махов Колодезь. Как говорят старожилы, колодезь этот находился около урочища «Дальний Маховой». А по рассказам старожила д. Махов Колодезь Рыжковой Агриппины Ивановны, выше балки Ржаной был мощный источник воды, который в результате конфликта с жителями д. Бирюковка был забит шерстью овец и иссяк. Она утверждала, что этот родник видел её отец. Устье родника было размером с ведро. Сейчас это место сухое. Ниже есть небольшие родники. В 60-е годы вся долина была сухая и была на лугу дорога. В 80-е появились родники и лог заболотился. Само название населённого пункта состоит из двух слов: «Колодезь» — место где берёт начало река, действительно в данной местности очень много ключей, из которых вытекают небольшие речушки. «Мохов» — потому что по берегам этих колодезей в изобилии растёт мох.
Поэтому, более убедительным является предположение, что название деревни «Маховая» происходит от слова «мох». В «Этимологическом словаре» М. Фасмера читаем: «…славянское» «маха» обозначает «плесень, мох». Из словаря «Живого великорусского языка» Даля узнаем: моховое болото в некоторых диалектах называется «моховина» (в произношении — махавина). Там же у Даля находим: «моховой» — «к моху относящийся». Но, что важнее прочего, между основной улицей деревни и улицей Хаповка (при впадении ручья Безымянного в речку Воробжу, где сейчас небольшой пруд), находится низина, где располагалось моховое болото. Что чему дало имя: деревня болоту или болото деревне? Остается очевидным тот факт, что истинными «виновниками» рождения деревни Махов Колодезь изначально являлись достаточно благоприятные природные условия: речушка, лесные и степные растения, животные и дичь для охоты, плодородные почвы, умеренно теплый климат.
Николай КОНОНОВ, учитель географии Маховоколодезской школы

Читайте также