Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

«Сталинский сокол» Григорий Шпильков

5 декабря

331

0

Небо… Недосягаемое, высокое, оно стало частью его жизни, огромной мечтой, фанатично
овладевшей им с раннего детства. Как только он стал осознавать окружающий мир,
вглядывался в бесконечное, бездонное небо и мечтал о полётах.
Люди довоенного времени были, как мне кажется, особенными, цельными что ли. И уж если запала в душу мечта, старались достичь её во что бы то ни стало.
Таким был и Григорий Андреевич Шпильков, летчик высочайшего пилотажа,
Герой Советского Союза, уроженец деревни Бирюковка.

Больше всего на земле он любил небо и свою малую родину, родную деревеньку, с которой никогда не терял связи. И похоронить завещал себя в Бирюковке, где ждала с войны его семья.
Вглядитесь внимательно в его портрет. Он весь там, в небе, он рвется в полёт. Таких людей называли «сталинскими соколами». Да, он, действительно, сокол. Так и кажется, что сейчас взмоет в небо, в родную стихию и растворится в ней.
…15 мая 1941 года он поступил в лётное училище города Орла. Мечтал о многом, но все планы оборвала война. В июне 1942 года прошел краткосрочные курсы в военной авиационной школе пилотов города Чебоксары, а затем — на фронт… Сначала воевал в составе войск 4-го Украинского фронта, потом — на 3-ем Белорусском. О том, как бил фашистов, говорят его награды.
30.06.1943 года ему вручают орден Отечественной войны II степени; 06.05.1944 г. — орден «Красное знамя»; 13.07.1944 г. — орден Славы III степени; 12.08.1944 г. — орден «Красное знамя»; 05.01.1945 г. — орден Отечественной войны I степени; 29.06.1945 г. — присвоено звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Кроме того, за годы войны Григорий Андреевич получил от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина 19 благодарностей. Являясь коммунистом, он был там, где труднее всего, а о его высоком пилотаже ходили легенды.
Когда война закончилась, Григория Андреевича направили в Богоруславскую школу гражданского воздушного флота (аэродром Баймаково) в качестве инструктора-пилота для обучения молодых летчиков военному делу.
Держу в руках записную книжку под карандаш, где на каждый день расписан план полётов пятерых его учеников: Седова, Полтавца, Маркова, Карасёва, Белокопытова. За этими таблицами стоит титанический труд инструктора и молодых пилотов. Листаю страницы. У многих курсантов хорошие и отличные оценки. Труднее всех дается лётное дело курсанту Белокопытову. Но он пока не знает, что попал не просто в руки летчика с военным стажем, а в руки аса. И вот после нескольких дней упорных тренировок — уже оценки «5».
Григорий Андреевич неустанно следит за своими учениками. Ничего не ускользает от его опытного глаза. В плане полётов есть графа: «На что обратить внимание». В ней много профессиональных записей. Кроме того, Григорий Андреевич был прекрасным воспитателем. В той же книжке под карандаш на полях запись: сделать замечание, курсанты обращаются друг к другу только по фамилиям.
Григорий Андреевич, как я сказала выше, — пилот высочайшего класса. И курсантов обучил настоящей науке в короткие сроки. Но он — человек военный и подчинялся приказу. В августе 1947 года его направляют в Узбекистан на помощь трудовому узбекскому народу. С тех пор началась мирная работа Героя Советского Союза летчика Шпилькова. И где бы он ни трудился, всегда с честью и достоинством исполнял порученное ему дело. 32 благодарности, множество почётных грамот и других премирований внесено в летную книжку летчика Г.А. Шпилькова. И всего лишь один строгий выговор: «За самовольное катание узбекских колхозников на самолёте».
За свою трудовую деятельность Григорий Андреевич изучил многие типы самолётов и владел ими в совершенстве: Ан-2, По-2, Як-12, Л-200, Ли-2, Ли-200Д и другие. В лётной книжке на странице с результатами тренировки и техники пилотирования оценки «хорошо» и «отлично». Он никогда не был отстранен от полётов, и количество налётов в часах и километрах просто поражает. Возьмём 1966 год. Март — 100 часов, 18028 километров. Апрель — 63 часа, 11296 километров. Июнь — 66 часов, 11954 километра.
В июне 1963 года судьба привела военного лётчика в наш город Курск. Здесь он работал до выхода на пенсию. Но и во время своего заслуженного отдыха вел большую общественную работу: встречался с молодёжью, школьниками, беседовал, делился воспоминаниями, участвовал в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Словом, жил! В быту Григорий Андреевич был простым, позитивным, открытым и человечным, умеющим любить и дружить. Он жил на улице Серегина в доме № 13. Сегодня в память о нем на этом доме установлена мемориальная табличка.
Зоя САЛТАНОВА,
учитель Щигровского района

Читайте также