Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

Освобождение: как это было…

27 февраля

244

0

Несколько лет назад в нашу газету с материалом «Освобождение: как это было» обратился кандидат исторических наук, уроженец села Сторожевое С.С. Бобровский, работавший судьей Пристенского районного суда. Содержательный материал, описывающий славный боевой путь 240-ой стрелковой дивизии, особождавшей Курскую область от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году, подробно рассказывал об особождении Большесолдатского района.
Сегодня эта информация имеет особую актуальность. Давайте вспомним, как это было.
(Материал печатается в сокращении).

В преддверии поистине Великой Победы мы вспоминаем всех живых и павших, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины. В связи с этим мне хотелось бы вспомнить события зимы 1943 года, когда шли ожесточенные по своему накалу бои за освобождение территории Курской области от немецко-фашистских захватчиков.
Однако, в начале представляется уместным напомнить, что накануне Великой Отечественной войны в боевом составе Красной Армии имелось небольшое число моторизованных (мотострелковых) дивизий, которые структурно, вместе с двумя танковыми дивизиями входили в состав механизированных корпусов. Одной из этих моторизированных (мотострелковых) дивизий была 240-я дивизия полковника Горбенко И.В., дислоцированная на территории западной части Украины в районе Каменец-Подольска.
Перед войной, по состоянию на 22 июня 1941 года, 240-я моторизованная дивизия, находясь в подчинении командующего 12-ой армией генерал-майора Понеделина П.Г., состояла в боевом составе Киевского особого венного округа.
Понесшая большие потери в самые первые месяцы войны 240-я моторизованная дивизия осенью 1941 года находилась на переформировании в г. Купянск Харьковской области. На базе этой дивизии 30 октября 1941 года была сформирована 240-я стрелковая дивизия (далее сд), личный состав которой в дальнейших боях с врагом снискал неувядающую славу своему соединению.
На вопрос читателя о том, почему именно к истории формирования и исследования боевого пути этого соединения обращено мной особое внимание, могу ответить, что эта стрелковая дивизия в составе 38-й армии Воронежского фронта в ходе развития Воронежско-Касторненской наступательной операции, проводившейся с 24 января по 9 марта 1943 года, прошла в тяжелый зимний период по глубоким снегам и в метели с непрерывными ожесточенными боями на территории Воронежской и Курской областей свыше 400 км, освобождая города и села от немецко-фашистских захватчиков, в том числе Касторенского, Горшеченского, Тимского, Солнцевского, Пристенского, Обоянского, Медвенского, Большесолдатского, Суджанского, Кореневского и Глушковского районов нашей области. Жители освобожденных населенных пунктов этих районов, попадавших в полосу наступления 240-й сд, наши земляки призывного возраста, сразу же призывались полевым военкоматом на военную службу, становились в боевой строй стрелковых полков и иных подразделений этой дивизии, и многие из них, не имея еще боевого опыта, принимали самое непосредственное участие в боевых действиях по освобождению нашей Родины от гитлеровцев. Именно это соединение освобождало от врага мое родное село Сторожевое Большесолдатского района в феврале 1943 года. Именно в этой дивизии воевали некоторые мои родственники и основная часть мужчин нашего села, большинство из которых остались навсегда на полях сражений.
Распоряжением ставки Верховного Главнокомандования от 22 января 1942 года дивизия была передана в резерв командующего войсками Брянского фронта и сосредоточена в г. Ефремов Тульской области, где в период с 1 по 10 февраля 1942 года получала вооружение, снаряжение, обмундирование и была введена в состав 3-й армии.
Чтобы понять и реально оценить, в каких неимоверно тяжелых условиях приходилось выполнять нелегкий солдатский труд в те суровые, полные трагедии, страданий и героизма военные годы, следует напомнить нынешнему поколению и такую немаловажную деталь солдатского быта наших дедов и отцов, как организация питания для военнослужащих действующей армии. Постановлением ГКО № 662 от 12 сентября 1941 года были установлены нормы продовольственного снабжения Красной Армии. Первая категория красноармейского продовольственного пайка предназначалась для красноармейцев и начсостава боевых частей действующей армии и включала следующую норму суточного продовольствия: хлеб в зимний период (с октября по март) — 900 г, в летний период (с апреля по сентябрь) — 800 г; мука пшеничная 2-го сорта — 20 г; крупа разная — 140 г; макароны — 30 г; мясо — 150 г; рыба — 100 г; комбижир и сало — 30 г; масло растительное — 20 г; сахар — 35 г; чай — 1 г; соль — 30 г; овощи, картофель — 500 г; капуста — 170 г; морковь — 45 г; свекла — 40 г; лук репчатый — 30 г; зелень — 35 г; махорка — 25 г; спички — 3 коробки в месяц, мыло — 200 г в месяц. Данная норма предусматривалась для организации питания бойцов и младшего командного состава воинских частей первой линии действующей армии. Кроме того, в наиболее холодный период года — с декабря по февраль — им дополнительно должны были выдавать свиное сало по 25 г на человека в сутки. Однако даже эта изложенная на бумаге норма питания в первые, наиболее тяжкие годы войны далеко не всегда соблюдалась и осуществлялась в армейском быту…
Но вернемся к нашим освободителям… 10 февраля 1942 года из г. Ефремова части 240-й сд выступили на фронт и в период с 14 февраля по 19 мая 1942 года воины дивизии участвовали в боях в районе г. Мценска Орловской области. 3 августа 1942 года по приказу командующего Брянским фронтом, совершив марш по железной дороге, дивизия передислоцировалась в район населенных пунктов Вислая-Поляна, Яковлево, Малиновая-Поляна Воронежской (ныне Липецкой) области и вошла в состав 38-й армии.
25 января 1943 года дивизия, входя в состав ударной группы 38-й армии, после артиллерийской подготовки прорвала долговременную оборону противника в районе д. Козинка, высота 236.1, и непрерывно двигаясь вперед, 28 января 1943 года подошла вплотную к Касторное. В ночь на 29 января 1943 года решительным штурмом с севера северо-восточной части дивизия полностью овладела железнодорожной станцией и районным центром Касторное Курской области. Противник, застигнутый врасплох, понес исключительно большие потери. Все улицы были загромождены автомашинами с вооружением и военным имуществом.
Всего в боях за Касторное частями 240-й сд уничтожено свыше 500 немецких солдат и офицеров, взято около 300 пленных, захвачено свыше 1000 автомашин, 100 мотоциклов, большие склады с военным имуществом, вооружением и продовольствием, много железнодорожных вагонов и паровозов.
Продолжая преследовать отходящего противника, части дивизии к 18.00 часам 3 февраля 1943 года вышли на рубеж: Покровское, Карандоково, Коровьи-Верхи, Погожее, а 5 февраля 1943 года после трехдневных боев в результате обходного маневра и решительного штурма овладели районным центром Тим Курской области. В боях за Тим уничтожено до 1000 немецких солдат и офицеров. Захвачено 300 пленных, автомашин — 300, орудий — 12, минометов — 5, крупные склады с продовольствием и боеприпасами.
А уже 20 февраля 1943 года части дивизии наступали по направлению на Любостань, Вышнее Бабино, Нижнее Бабино и Большое Солдатское.
Один батальон 836-го сп (сп — стрелковый полк) 240-й сд в 2 час. 00 мин. ночи 21 февраля 1943 года перешел в наступление и в 4 час. 00 мин. овладел Залыково. В 7 час. 00 мин. этот полк прошел Залыково, встречая слабое сопротивление противника, достиг юго-восточной окраины д. Нижнее Бабино и продолжал продвигаться в северо-западном направлении на Вышнее Бабино, Любостань. При этом докладывалось об отсутствии боеприпасов и о том, что приданные 240-ю сд вышеуказанные артиллерийские средства усиления и 86-я танковая бригада, отставшие из-за тяжелых заснеженных дорог и отсутствия горючего, в боях участия не принимали. В течение боев 19 и 20 февраля 1943 года на этом рубеже части дивизии, имевшие и без того небольшое количество личного состава, потеряли убитыми и ранеными 220 человек, в том числе были убиты лучший командир батальона 842-го сп капитан Яковлев и его однофамилец – командир разведроты дивизии старший лейтенант Яковлев. В течение этих двухдневных боев было убито свыше 300 немецких солдат и офицеров, взято 2 пленных, принадлежавших 395 штурмовому батальону немцев.
Старожилы с. Сторожевое до сих пор помнят, как незадолго до освобождения немцы и сотрудничавшие с ними полицаи согнали всех его жителей с лопатами на расчистку заснеженного Шереметьева шляха, проходящего мимо нашего села в сторону Суджи. Об этом же рассказывала и моя ныне покойная мама Бобровская (в девичестве Коржова) Анна Егоровна.
Под дулами автоматов немцы заставили их всю ночь расчищать сугробы. По расчищенному шляху отходили немецкие части, шли их обозы, техника и артиллерия. Примерно к 10-11 часам следующего дня они дошли до с. Мартыновка, расположенного рядом с Суджей. Там немцы заставили их сложить лопаты и построили для расстрела, но подбежавший один из немецких офицеров запретил расстрел и отпустил их домой.
Кроме того, мама рассказывала, что двое суток до освобождения с. Сторожевого никто из жителей не спал. Со стороны сел Любостань и Вышнее Бабино доносился грохот боев: постоянно слышалась стрельба, взрывы и в ночное время небо освещалось заревом пожаров. Непосредственно перед освобождением, поздно вечером 21 февраля 1943 года, когда все жители находились на улице План, со стороны оврага по Золотареву переулку к ним приблизились двое в белых масхалатах с автоматами. Узнав, что немцы отступили в сторону с. Большое Солдатское и Суджи, эти воины сказали, что они разведчики, а вслед за ними идут наши части. К утру 22 февраля 1943 года все улицы нашего села были уже заполнены наступающими передовыми подразделениями частей 240-й сд.
При этом, в период боев за с. Большое Солдатское штаб 240-й сд генерал-майора Авдеенко П.П., штаб 842-го сп подполковника Сапожникова И.З. и 836-го сп подполковника Уманского Т.Ф., а также 271-я отдельная разведрота и 368-й отдельный саперный батальон располагались в с. Сторожевом, а штаб 931-го сп подполковника Есипова Ф.С. находился на хуторе Выдринском.
Из оперсводки № 53, отправленной в 18 час. 00 мин. 22 февраля 1943 года штабом 240-й сд из с. Сторожевого, следует, что противник, прикрывая отход своих частей на запад, перешел к обороне на новом рубеже: Большое Солдатское, высота 235.2, Моховой Колодезь, Растворово, высота 232.2.
В период этих ожесточенных боев в феврале 1943 года вынужденный отходить под ударами наших войск враг продолжал зверствовать. Немецкие солдаты-факельщики полностью сожгли тогда все дома и надворные постройки в с. Скородное Большесолдатского района, в котором имелось около 800 дворов, за то, что кто-то перерубил лопатой немецкий штабной телефонный кабель.
В сохранившихся боевых донесениях и других оперативных документах 240-й сд отражено, что ее части без отставших вышеуказанных средств усиления в период с 22 по 26 февраля 1943 года (в течение 5 суток) днем и ночью вели непрерывные ожесточенные бои с врагом, переходившие иногда в рукопашные схватки при освобождении с. Большое Солдатское.
В ходе боев связь со штабом 38-й армии обеспечивалась по радио и конными посыльными, связь с соседями — конными посыльными, а связь с частями дивизии — проводная, радио, офицерами связи и конными посыльными.
Ведя ожесточенные бои за с. Большое Солдатское при недостатке боеприпасов к отечественному стрелковому оружию и отсутствии топографических карт для дальнейшего наступления, по приказу командира 240-й сд 23 февраля 1943 года из числа нового пополнения был создан отдельный пулеметный батальон, укомплектованный трофейными пулеметами «MG 34», и в каждом стрелковом полку были созданы подвижные лыжные команды для быстрой выброски с обеспечением их закрепленными подводами. При этом штаб 38-й армии запрашивался о срочной доставке боеприпасов, ускорении доставки горючего доля 86 тбр (тбр — танковая бригада) и срочной доставке топографических карт, по возможности — самолетом.
Тогда же командир 240-й сд генерал-майор Авдеенко П.П. доложил командующему 38-й армии генерал-лейтенанту Чибисову Н.Е. о том, что выполняя его (Чибисова) приказание, для оказания помощи 167-му сд был выделен стрелковый батальон 842-го сп с 16 подводами и полным вооружением. После выполнения задачи на требование командира батальона капитана Потемкина о возврате батальона в свою дивизию командир 167-й сд начал возражать, батальон расформировали по подразделениям, а самого капитана Потемкина назначили заместителем командира батальона, в котором командиром батальона был лейтенант. Чтобы несколько успокоить возмущенный личный состав батальона такими незаконными действиями, командир 520-го сп заявил: «Ваша дивизия накрылась, ее нет, а поэтому некуда вам возвращаться». Не согласившись с этими незаконными действиями и не поверив паническим заявлениям командира 520-го сп, капитан Потемкин со своим заместителем по политчасти Тереховым возвратились в свою 240-ю сд и доложили ему (Авдеенко) об этом безобразном случае. В связи с чем Авдеенко просил командующего армии своим приказом возвратить в 240-ю сд личный состав батальона 842-го сп с вооружением и подводами, а виновных, особенно паникера – командира 520-го сп, — привлечь к строгой ответственности.
В оперсводке № 054, по состоянию на 18 час. 00 мин. 23 февраля 1943 года, майор Зерняшенко сообщал, что, обороняясь на рубеже: с. Большое Солдатское, высота 235.2, Моховой Колодезь, Растворово, высота 237.1, противник оказывал сильное огневое сопротивление наступающим частям дивизии и одновременно продолжал отводить остатки своих разбитых частей на запад и юго-запад.
24 февраля 1943 года в 9 час. 45 мин. командир 240-й сд своим донесением за № 022 докладывал командующему армией о том, что противник оказывал ожесточенное сопротивление наступающим частям его дивизии и, выбитый из поселка Кукуй, продолжал удерживать Большое Солдатское, Моховой Колодезь, Растворово. В районе восточной окраины Большого Солдатского нашими подразделениями были заняты отдельные дома, которые противник всеми силами старался разрушить и сжечь, непрерывно обстреливая фугасными и зажигательными снарядами. По отдельным домам и даже по отдельным бойцам бил бронебойными болванками. При этом сообщалось, что по показаниям местных жителей, противник из Суджи через Большое Солдатское отходил в западном направлении, на Розгребли, Коренево.
В оперсводке № 055, отправленной штабом 240-й сд в 18 час. 00 мин. 24 февраля 1943 года, указано, что противник, прикрывая отход своих частей на запад, создал сильный заслон из пехоты, артиллерии и минометов на вышеуказанном рубеже и оказывает наступающим частям дивизии ожесточенное сопротивление. По состоянию на вечер 24 февраля 1943 года, в результате трехдневных боев за с. Большое Солдатское противник потерял убитыми свыше 300 солдат и офицеров. Наши потери за этот же период убитыми и ранеными — 102 человека.
В боевом донесении № 024, направленном утром 25 февраля 1943 года на имя начальника штаба 38-й армии, майор Зерняшенко отразил, что 240-я сд, овладев п. Кукуй, в течение ночи вела разведку противника, приводила свои части в порядок, пополняла боеприпасы, подтягивала артиллерию и готовилась к атаке. Командир дивизии решил в 9 час. 00 мин. 25 февраля 1943 года, выставив заслон с севера и с юга, главными силами атаковать противника с севера через высоту 220.2 и с востока через Кукуй, одним батальоном 836-го сп через высоту 243.9 с юга и овладеть с. Большое Солдатское с дальнейшим наступлением на с. Розгребли.
Из содержания боевого донесения за № 027, отправленного из с. Сторожевое в 9 часов 00 минут утра 26 февраля 1943 года в штаб 38-й армии, начальник штаба 240-й сд писал, что в упорных боях 24 и 25 февраля 1943 года противник, понеся большие потери в живой силе, продолжал отход в западном направлении на Розгребли и Малая Локня. С рассветом 26 февраля 1943 года части дивизии снова перешли в наступление и к 8.00 часам полностью овладели с. Большое Солдатское. При этом было организовано преследование отходящего противника.
В своем боевом донесении за № 028, направленном в 7.30 час. 27 февраля 1943 года, генерал-майор Авдеенко П.П. докладывал командующему 38-й армией, что выбитый частями дивизии из с. Большое Солдатское противник отошел на запад, на заранее подготовленные позиции вдоль западного берега реки Суджа. На своём пути враг полностью сжёг и разрушил Розгребли, Новочеркасский, а население угнал в тыл. Все дороги, идущие севернее и северо-восточнее с. Большое Солдатское, заминированы. По дорогам разбросаны продукты питания и другие вещи, под которые везде подложены мины.
В результате пятидневных боев 26 февраля 1943 года дивизией был освобожден районный центр Курской области с. Большое Солдатское. В этих боях уничтожено 900 немецких солдат и офицеров, захвачено несколько пленных и много складов с продовольствием. Наши потери убитыми и ранеными — 243 человека.
Только по сохранившемуся именному списку безвозвратных потерь 842-го сп значится убитыми за февраль 1943 года 84 военнослужащих. Согласно данному списку, тела 43 воинов этого полка, погибших в период с 19 по 28 февраля 1943 года, были привезены в с. Сторожевое и захоронены в братской могиле на местном кладбище. В послевоенные годы останки погибших перезахоронили в братскую могилу с. Большое Солдатское.
Таким образом, за время зимнего наступления с 25 января по 9 марта 1943 года дивизия с боями прошла свыше 400 километров, освобождено 200 населенных пунктов. Уничтожено 8300 немецких солдат и офицеров, взято пленных 3779, трофеев: орудий разного калибра — 65, пулеметов — 327, винтовок — свыше 2000, самолетов — 1, автомашин — 1240, мотоциклов — 309, велосипедов — 2500, автоматов — 100, снарядов — 10000, патронов — 16200, лошадей — 552 и 32 склада с вооружением и продовольствием.
За период с 15 февраля 1942 года по 25 мая 1944 года/ на дату составления исторического формуляра этой дивизии/ награждены Правительственными наградами отличившиеся в боях за Советскую Родину 7085 человек.
К концу войны это соединение стало именоваться «240-й Киево-Днепровской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией». Её части также получили почетные наименования, государственные награды.
Память о бессмертном ратном подвиге воинов этой прославленной дивизии, многие из которых были уроженцами и жителями вышеуказанных районов Курской области, в числе других соединений, в послевоенное время была увековечена на стеле музея Победы, расположенного на Поклонной горе в г. Москве.

С.С. БОБРОВСКИЙ,
судья Пристенского районного суда
Курской области, кандидат исторических наук, уроженец с. Сторожевое

Читайте также