Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

Но жизнь продолжается

15 сентября

565

0

Но как же быть и как принять реальность?
Из сердца уж давно ушел покой,
как отрывает нас от дома
эта дальность.
Мы не хотим пособий — мы хотим домой

Это строчки из стихотворения, написанного жительницей Большесолдатского района Анной Магомедовой в августе этого года, после начала эвакуации. В настоящее время население соседнего района является вынужденными переселенцами. Часть людей разъехалась по родным и знакомым, часть — нашла пристанище в пунктах временного размещения. В том числе и в медвенском ПВР. Они и сейчас там живут. Не все, конечно. Большинство семей с детьми выехали — нашли жилье в наших селах и поселке Медвенка. Сегодня в ПВР находится 18 человек, из них 10 человек — из Большесолдатского района. Это пожилые, одинокие люди… Вместе с редактором большесолдатской районной газеты Юлией Кузнецовой мы отправились навестить их и узнать, как они живы-здоровы.
— Я знаю этих людей, и этих тоже знаю, — тихо говорит Юлия Николаевна, издалека увидев своих земляков.
Подходим, здороваемся. Бабушки улыбаются, на вопросы о самочувствии отшучиваются. Но не расходятся. Они уже знают, что разговор будет долгий. Встреча земляков на чужбине после всего, что им пришлось пережить — это ведь не просто так, здесь банальными фразами не обойдешься. Я тоже понимаю это, но никак не могу заставить себя задать главный вопрос. Это делает Юлия Николаевна. В августе вместе со своими земляками она также пережила эвакуацию. Поэтому имела полное право спрашивать.

Телефон забыла на столе
И потекли рассказы, не прерываемые ничем, кроме горьких вздохов. Анна Ивановна Степаненко  попала в наш ПВР 14 августа. Женщина она одинокая и пожилая. Выехать самостоятельно не могла. В то утро к ней пришли из администрации и объяснили, что оставаться в доме дальше нельзя. Очень опасно. Дали время на сборы. Анна Ивановна проявила здравомыслие, не растерялась и сумела собрать важные документы и кое-какие вещи (много ли может унести с собой женщина, давно разменявшая восьмой десяток). Вместе с соседями ее вывезли из родного села. Нет, страшно не было, только очень тоскливо. Анна Ивановна до сих пор думает о доме, о родной деревне, где всю жизнь проработала разнорабочей и дояркой. Никого из близких людей у нее не осталось. Разве что соседи. Но связь с ними была утеряна во время эвакуации. На всем свете это самые близкие для Анны Ивановны люди, и ей очень хочется им позвонить, пообщаться. Но, к сожалению, впопыхах старушка забыла в брошенном доме свой телефон. Теперь звонить не с чего, да и номер утерян вместе с телефоном. Юлия Николаевна обещает найти номер бывших соседей Анны Ивановны. Женщина приободряется и доверительно сообщает, что в живых у нее осталась еще одна родственница — сестра. Но она давно живет на Украине. Так что надежда на ее участие равна нолю. После этого разговор на несколько минут умолкает. Что тут скажешь?

Конь по кличке Малыш
Неизвестно, где сейчас находится любимец семьи Бердниковых. Когда пришло время покидать родной дом, коня вывели из стойла и отпустили. Так же как и гусей, уток, собак. У Бердниковых было большое хозяйство, и они до последнего надеялись, что все обойдется и их «минует чаша сия». Но после особенно тревожной ночи, проведенной в подвале из-за обстрелов и прилетов, после вида всех пожарищ и постоянного грохота семья приняла решение — уезжаем. С Малышом простились, открыли сараи, выпустили всех обитателей подворья и поехали. Вот уже несколько недель Бердниковы находятся в нашем районе. Глава семьи — человек преклонного возраста — сильно болен, у него астма. На момент нашего приезда он находился в Медвенской ЦРБ. Вообще, с медицинским обслуживанием у обитателей ПВР никаких проблем нет — это они сами отмечают. В ПВР постоянно находится доктор (кстати, тоже переселенец из Беловского района), дежурит медсестра. А по необходимости каждого могут отвезти на машине в Медвенскую ЦРБ.

Бежала из приграничного села
— Я уже там была на приеме у хирурга. Мне очень понравился и хирург, и медицинское обслуживание, — рассказывает бойкая и веселая женщина Валентина Григорьевна Хомутова.
В этой компании она единственная из Рыльского района. Раньше жила в селе в пяти километрах от украинской границы. И никогда не думала, что на закате жизни ей предстоит покинуть родные места. То, что эвакуация неизбежна, поняла, когда увидела, как соседские коровы и быки пасутся на ее огороде. Вышла прогнать их вроде как с возмущением, а потом поняла, возмущаться нечему. Животных просто выпустили хозяева, потому что сами уехали.
— Наше село богатое, — говорит Валентина Григорьевна. — У одних только моих соседей пять коров и два быка. Люди все эвакуировались. Я уезжала одной из последних. Добиралась в Медвенку через Железногорск, полдня ехали. Зато здесь нам спешить некуда. Теперь все время наше.

Выехала в последний момент
— Вы помните меня, Надежда Семеновна? — ласково спрашивает Юлия Николаевна пожилую деревенскую женщину в скромном платочке.
— Помню, Юлечка, как не помнить, ты редактор нашей районной газеты.
— А как Вы сумели выехать?
— А я и не хотела уезжать. Когда стало совсем громко, мне на временное содержание соседи коз привели. Разрешили рвать для них бурак на их огороде. Я нарвала бурак, потом вышла в центр Большесолдатского, хотела в магазин сходить. Вижу: музыкальная школа разрушена, магазин тоже со следами попадания снарядов, закрыт он. Я постояла и пошла назад. Едва успела вернуться домой — сельский глава стучит в дверь: «Семеновна, покажи, где тут у нас ключ бьет, воды хотим набрать». Ну я села к ним в машину, думала, им правда колодец нужен. А они говорят, мол все, тянуть больше нельзя, уходить надо. И я поехала.
— Похитили тебя, как невесту! — шутят новые подруги по ПВР. — А так разве ты бы оставила своих коз.
— Некогда было объяснять, что к чему, вокруг уже все горело, — посерьезнев поясняют они.

«Плюс сайз» для бабушки
из Рыльска
— Ну а как новая жизнь, налаживается? — спрашивает земляков Юлия Николаевна.
— Ой, кормят нас здесь просто распрекрасно, хором восхищаются бабульки. — И оливье, и блинчики. Вчера были особенно вкусные гренки. Поварам нашим огромное спасибо, они очень стараются. И медвенцам, которые хлопочут о продуктах, тоже спасибо.
— Документы нам в ПВРе помогли сделать. Первые выплаты мы получили. Вещи тоже есть. Вот только самой красивой нашей «девушке» Валентине не все подходит. Она у нас дама весьма пышных форм.
— «Плюс сайз» — констатирую я.
По опыту знаю, одежду в этом случае подобрать действительно сложно. Будем надеяться, что прекрасные жительницы района, имеющие приблизительно такой размер, поделятся с бабушкой кое-чем из нарядов. Женщина, убегавшая из Рыльска в летних вещах, будет очень рада теплой одежке.
— А какие еще пожелания? — в завершении нашей беседы спрашиваем мы неунывающих и не падающих духом «девушек».
— Да какие пожелания? Все у нас есть. И доктор, и лекарства, и питание отменное, нам даже с собой дают сладости: пряники, печенье, конфеты. Так что условия хорошие. Нам разве что журналов да книжек каких-нибудь. Телевизора нет, да мы и не просим. А вот по новостям скучаем. Максимум, что нам придет на кнопочные телефоны, это сводка погоды. А так хочется знать, что в Курской области происходит!
— Новостей мы все ждем, — говорит Юлия Николаевна. — Ждем с нетерпением. Хороших, обнадеживающих новостей с фронта.

А что впереди?
В августовские дни в нашем ПВР находилось много семей из Суджанского и Большесолдатского районов. В настоящее время проделана огромная работа по их переселению в отдельное жилье. Кто-то снимает дома, кто-то переехал в Курск, кто-то остался на медвенской земле. Одиноким бабушкам, которые сейчас находятся в ПВР, идти некуда. Очень хочется верить, что их судьба определится наилучшим образом. Там, в Большесолдатском и Рыльске, остались их дома. Там прошла большая часть их жизни. Но не вся. Они не знают, что их ждет впереди. Но за несколько часов нашего разговора мы не услышали от них ни единого слова жалобы. Не увидели ни одной слезинки. Это им, оставшимся без родных домов старикам, впору было утешать нас. Ах, если бы каждый обладал таким же мужеством и несгибаемым оптимизмом! Спасибо вам, люди старшего поколения, за то, что в любых обстоятельствах вы остаетесь для нас примером стойкости, мудрости и нерушимой веры в светлый завтрашний день.

78 переселенцев
из курского приграничья
принял ПВР
Медвенского района

Жители из нашего района, проживающие сейчас в ПВР Медвенского района, Анна Ивановна Степаненко из села Ржава, семья Бердниковых из деревни Красный Клин и Надежда Семеновна Разинькова из села Большое Солдатское выразили слова благодарности за организацию вывоза в безопасное место первому заместителю главы района Виктору Чупикову, заместителю главы Большесолдатского сельсовета Светлане Дороховой и сыну главы района Владимиру Зайцеву.

Текст: Нина Ткачева
Фото: Юлия КУЗНЕЦОВА

Читайте также