На пути к суверенной системе образования
В преддверии нового учебного года педагоги приняли участие в августовском форуме работников образования Большесолдатского района. В ходе масштабного мероприятия были озвучены задачи и приоритетные направления развития отрасли в наступающем учебном году и подведены итоги года ушедшего.
Участников традиционного августовского совещания тепло приветствовали глава Большесолдатского района Владимир Зайцев, первый заместитель председателя Курской областной Думы Николай Жеребилов, депутат областного заксобрания Александр Лобзов, начальник управления образования района Марина Разинькова, настоятель храма Святой Троицы в с. Скородное о. Андрей Окунев.
Выступая перед собравшимися, Владимир Петрович отметил высокий уровень подготовки школ к новому учебному году, сделав акцент на особых заслугах в решении этого вопроса работников администрации района и педагогических коллективов.
— Я хочу поблагодарить вас всех – педколлективы, директоров школ — за то, что вы с таким вниманием, с таким отношением подошли к началу нового учебного года, сделали все необходимое для того, чтобы год начался успешно, — сказал Владимир Петрович и вручил работникам системы образования заслуженные награды. Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес руководителей сельскохозяйственных предприятий и КФХ, которые ежегодно оказывают помощь школам.
Глава района отдельно остановился на проведении в настоящее время на территории Украины специальной военной операции и предложил почтить память солдат, погибших при выполнении своего воинского долга, минутой молчания.
В ходе выступления Владимир Зайцев назвал перспективным будущее внедрение в учебных заведениях такой практики как школа полного дня, а также двух- и трехразового питания и т.д.
Тему перемен, грядущих в рамках совершенствования системы российского образования, продолжила начальник управления образования администрации Большесолдатского района Марина Разинькова.
— 2023 год — Год педагога и наставника — призван консолидировать усилия государства, педагогов и общественности по развитию единой суверенной системы образования.
Символично, что в Год педагога и наставника дан старт Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года. Определены 7 направлений развития образования региона, которые соотносятся с направлениями «Школы Минпросвещения России». Это качество образования и образовательной среды, развитие способностей, талантов, профессиональное самоопределение, экосистема кадрового обеспечения, цифровая трансформация и здоровьесбережение, — сказала Марина Николаевна.
Стратегия развития образования Курской области — это масштабный документ, содержащий ряд проектов, определяющих вектор развития современной школы как образовательного и воспитательного института российского общества.
К примеру, по словам Марины Николаевны, региональный проект Стратегии «Методическая поддержка каждого педагога» позволит повысить уровень сформированности профессиональных компетенций педагогических работников через изменение архитектуры методической службы. Наряду с переходом на Типовую модель развития КИРО будут созданы межмуниципальные методические центры. Это позволит выполнить целевые показатели «Школы Минпросвещения»: 1 методист на 250 педагогов.
С 1 сентября вводится новый Порядок проведения аттестации педагогических работников, в соответствии с которым сохраняются такие квалификационные категории как «соответствие занимаемой должности», первая и высшая квалификационные категории. Педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, может претендовать на квалификацию «педагог-методист», «педагог-наставник».
На новый уровень выходит организация наставничества в образовательных организациях, а именно реализация целевой модели наставничества. МКОУ «Розгребельская СОШ» определена как опорная школа по реализации целевой модели наставничества в районе. Активизировалась работа тьюторской команды, в которую входят пять учителей из различных школ нашего района. 15 учителей работают по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным для них тьюторами: 7 учителей русского языка и литературы, 4 учителя математики и 4 учителя иностранных языков.
Достижения
Важным направлением деятельности образовательных организаций, которое обеспечивает профессиональный рост учителя, является участие в профессиональных конкурсах.
В традиционном профессиональном конкурсе «Учитель года России-2023» в региональном этапе Большесолдатский район достойно представила учитель начальных классов МКОУ «Розгребельская СОШ» Юлия Татаренкова.
В номинации «Педагог-наставник» регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» приняла участие педагог-наставник, учитель математики Розгребельской школы Татьяна Апанасенко, которая заняла почетное 2 место.
По итогам участия в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2023 году Диплома второй степени удостоен авторский коллектив Ирины Анопченко и Жанны Жижиной в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Светлане Наумовой и Наталье Подколзиной — учителям начальных классов Волоконской СОШ им. А.В. Забояркина и Мало-Каменской СОШ объявлена благодарность.
6 учителей-предметников приняли участие в региональном конкурсе мастер-классов «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности». Оксана Струтинская — учитель МКОУ «Нижнегридинская СОШ», заняла первое место.
В рамках Года педагога и наставника управлением образования, методическим кабинетом и райкомом профсоюза педработников были организованы районный конкурс «Моя классная — самая классная!», конкурс творческих работ обучающихся и педагогов «Педагог. Наставник. Друг», турнир по волейболу среди педагогов и смотр художественной самодеятельности.
Образовательные организации Большесолдатского района активно включились в очередной этап региональной акции «Учителя Курска и Курской области в истории России» для создания второй книги «Заслуженные учителя. Педагогические династии». Подготовлены материалы о десяти учителях Большесолдатского района: В.П. Прохоровой, Н.Н. Сухоруковой, В.Г. Косторном, Л.Ф. Косторной, Т.Т. Копцевой, Л.И. Копцевой, Т.Г. Дудиной, Г.С. Апрыщенко, Е.Н. Мишениной, Л.Д. Шевелевой и четырех учительских династиях: Тиняковых, Воскобойниковых, Переверзевых и Разиньковых.
Эффективная команда
Проект Стратегии — «Формирование и развитие управленческих команд» позволит уже в среднесрочной перспективе повысить уровень управления качеством образования.
В этом году модераторы Московского городского педагогического университета в рамках соглашения о сотрудничестве между Курской областью и благотворительным фондом «Вклад в будущее» начали обучение управленческих команд из 10 общеобразовательных организаций, 4 дошкольных учреждений региона. В числе участников управленческих команд от нашего района — заведующая Большесолдатским детским садом С.М. Иноземцева. Директор Волоконской средней школы Ю.С. Серых является экспертом проекта.
По мнению Марины Николаевны, образовательные организации района должны включиться в этот проект в наступающем учебном году, так как эффективная школа — это школа с эффективной командой.
«Шаги к успеху»
Нет сомнения, что от мастерства учителя зависит успех ребенка и качество образования. Об этом также подробно поговорили в ходе августовского совещания.
Магистральное направление федерального проекта «Школа Минпросвещения» «Знание: качество и объективность» поддерживается региональным проектом Стратегии «Шаги к успеху».
Первый вектор — работа со школами с низкими образовательными результатами. Один из способов решения задачи — наставничество по модели «школа зеленой зоны — школа рисковой зоны».
В ближайшей перспективе, к 2025 году, планируется снижение в регионе доли неэффективных школ. В связи с чем в сентябре 2023 года все общеобразовательные учреждения района пройдут через аккредитационный мониторинг, организованный Министерством просвещения России. По итогам этого мониторинга будут выявлены школы, не соответствующие аккредитационным требованиям, школы с высокой степенью рисков.
Второй вектор проекта Стратегии «Шаги к успеху» — это выявление и развитие одаренных детей. Проект нацелен на формирование стандартизированного подхода к процессу работы с одаренными детьми и их педагогами-наставниками.
В нашем регионе введена награда для успешных выпускников — Почетный знак «Я — курянин». На федеральном уровне будет возвращена серебряная медаль.
Выявление одаренных детей осуществляется через активное их вовлечение в районные, областные, всероссийские, межрегиональные конкурсы, олимпиады, очные и дистанционные. В течение 2023 года обучающиеся общеобразовательных организаций и воспитанники детских объединений дополнительного образования принимали активное участие в конкурсных мероприятиях в соответствии с планом работы управления образования, а также в мероприятиях, входящих в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов». Охват обучающихся — 92%.
Самое масштабное интеллектуальное состязание в России, организатором которого выступает Министерство просвещения — Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится ежегодно по 24 предметам с сентября по июнь и включает 4 этапа — школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 65% обучающихся 4-11 классов, в региональном этапе — 9 обучающихся.
Обеспечено участие в муниципальном этапе областной олимпиады 30 % школьников (4-11 кл.).
В региональном этапе областной олимпиады приняли участие 9 обучающихся, призера областной олимпиады по русскому языку подготовила учитель МКОУ «Волоконская СОШ им. А.В. Забояркина» Ольга Баранова.
В истекший период обеспечено участие 18 обучающихся в мероприятиях и программах, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий центра «УСПЕХ». 21 обучающийся участвовал в программах центра «УСПЕХ» в рамках профильных смен и образовательных интенсивов, олимпиадной подготовки, проектной и исследовательской деятельности.
— На протяжении последних 5 лет, к сожалению, отмечаются стабильно невысокие результаты в направлении работы по выявлению одарённых детей. В соответствии с соглашением с центром «Успех» показатель охвата олимпиадным движением должен быть не менее 80%, — сказала начальник управления образования. — Охват обучающихся участием в мероприятиях, проводимых «Успехом», должен быть значительно выше. Методическим объединениям учителей-предметников необходимо уделить внимание качественному анализу участия обучающихся в предметных олимпиадах. Директорам школ необходимо обеспечить контроль за организацией деятельности завучей, классных руководителей с родителями обучающихся для их более эффективного сотрудничества в вопросе реализации мероприятий центра «Успех».
С 1 сентября начнется реализация общеобразовательных программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обновленные стандарты
Важным этапом на пути к доступному и качественному образованию является переход на обновленные стандарты. По ним уже обучались 1-е и 5-е классы. С 1 сентября 2023 года формируется единое образовательное и воспитательное пространство. Наша задача — привести программы в соответствие с Федеральной основной образовательной программой, приступить к реализации обновленного ФГОС дошкольного и среднего общего образования и к введению единых линеек учебников.
В начальной школе обязательными становятся федеральные основные образовательные программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, в старших классах — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии, ОБЖ. Из перечня обязательных предметов будут исключены право, экология и астрономия.
При обучении истории в 9 классе вводится изучение модуля «Введение в новейшую историю России».
— В новом учебном году старшеклассники будут осваивать историю России по учебнику под редакцией В.Р. Мединского, в содержание которого включены параграфы о сути и целях специальной военной операции, — сообщила Марина Николаевна. — Новый госучебник для 11 класса нашими школами уже получен.
Дисциплину «Основы духовно-нравственной культуры народов России», являющуюся продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который изучается в начальной школе, с начала учебного года обучающиеся 5 класса вплоть до 9 класса будут изучать по новой программе.
Кроме алгебры и геометрии в школе появится курс «Вероятность и статистика», который будет изучаться с 7 по 10 классы в этом учебном году.
В образовательные программы включается спецкурс для 10-11 классов «Начальная военная подготовка». Можно рассмотреть вопрос о введении внеурочной деятельности в этом направлении уже с 8 класса. Цель нововведения — не только подготовить молодых людей к службе в армии, но и воспитать качества, позволяющие достойно защитить свою Родину.
С 1 сентября 2024 года предмет ОБЖ будет переименован на «Основы безопасности и защиты Родины», который также содержит модуль «НВП». Это особенно актуально для ребят, которые собираются связать свою жизнь с российской армией.
ЕГЭ и ОГЭ
Одним из показателей качества образования остаются результаты государственной итоговой аттестации. В 2023 году по итогам ЕГЭ вырос средний балл по сравнению с 2022 годом по русскому языку, математике профильного уровня, биологии, химии, обществознанию, истории. Из пятнадцати претендентов на получение золотой медали «За особые успехи в учении» 11 подтвердили звание медалиста. Все они поступили в высшие учебные заведения: 10 из них — на бюджетные места, в том числе четверо — на педагогические специальности в Курский государственный университет.
В 2022-2023 учебном году 110 обучающихся 9 классов прошли государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена.
Анализ результатов ОГЭ-2023 показал увеличение результатов среднего балла по русскому языку, биологии, физике, а по обществознанию, географии, истории, химии – снижение, средний балл остается на прежнем уровне по таким предметам как математика и информатика и ИКТ.
По русскому языку наибольшее количество баллов набрал 21 выпускник нашего района, по математике — 6. 109 бывших девятиклассников получили аттестат об основном общем образовании, в том числе 15 — с отличием. Один обучающийся получил неудовлетворительный результат по математике в резервный день, ему назначена пересдача в дополнительный (сентябрьский) период.
В 2024 году государственная итоговая аттестация будет проходить по новому Порядку проведения, в соответствии с которым при наличии уважительной причины можно будет менять сроки экзаменов и перечень предметов. На ЕГЭ можно будет менять уровень экзамена по математике с базового на профильный и наоборот, менять и дополнять перечень предметов, выбранных для прохождения аттестации. Однако сдавать по ним экзамен придется в резервные дни.
Прошедший учебный год стал исторически значим введением информационно-воспитательного занятия «Разговоры о важном» и исполнения гимна РФ.
Общероссийское общественно-государственное «Движение первых» объединило все важнейшие общественные детские и молодёжные институты. Все 15 школ Большесолдатского района в числе первых в регионе открыли первичные отделения РДДМ.
Воспитание
Ключевым направлением проекта «Школа Минпросвещения России» является проект «Воспитание». В связи с этим в 2023 году перед нами стоит задача актуализировать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в соответствии с федеральными требованиями.
Среди федеральных задач в сфере образования на 2023/2024 учебный год особое внимание уделено обеспечению условий для формирования воспитательной среды. Речь идет о школьных театрах, школьных спортивных клубах, хорах, школьных музеях и музейных экспозициях.
В настоящее время в нашем районе создано 11 школьных театров, 6 из которых приняли участие в региональном конкурсе. Театр Большесолдатской средней школы под руководством Кузьмина Владимира Валентиновича стал победителем.
В каждой школе есть музейные экспозиции. Создано 12 школьных спортивных клубов. В школьную систему дополнительного образования каждого образовательного учреждения должны войти хоры. Наша задача — достичь 100% по каждому показателю до конца этого года.
«Я — курянин»
Федеральные установки на содержательном уровне дополняются региональным культурно-историческим компонентом.
В Курской области это направление поддерживается региональным проектом Стратегии «Я — курянин», который охватывает все стороны воспитательного процесса. Для методологического и методического сопровождения курса внеурочной деятельности создано электронное учебное пособие краеведческой направленности «Я — курянин».
Важным элементом погружения в краеведческую тематику является разработанная совместно с образовательным порталом Учи.ру викторина «Открываем Курскую область», доступная уже с 23 августа всем российским школьникам. Пилотной площадкой реализации проекта «Я — курянин» в нашем районе определена Большесолдатская средняя общеобразовательная школа.
24 мая 2023 года на базе МКОУ «Большесолдатская СОШ» состоялось региональное мероприятие по созданию культурно-исторического маршрута курского школьника, в котором приняли участие обучающиеся, советники и заместители директоров по воспитательной работе из 12 школ района.
Учебным учреждением представлен культурно-исторический маршрут школьника.
Марина Разинькова вкратце остановилась на праздновании в этом году 80-летия победы в Курской битве и событиях в сфере образования, посвященных памятной дате.
Говоря о проделанной в этом отношении работе, Марина Николаевна искренне поблагодарила педагогов за неравнодушие, самоотдачу при подготовке и проведении мероприятий.
Профориентация
Ключевое направление «Школы Минпросвещения России» — «Профориентация». В настоящее время на федеральном уровне разработана единая модель профессиональной ориентации школьников с 6-го по 11-й класс, включая детей с ОВЗ.
Еженедельно по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия — мои горизонты». На законодательном уровне закреплено привлечение школьников к общественно полезному труду.
В Большесолдатской школе продолжит работу профильный класс – психолого-педагогический. Универсальный профиль будет реализовываться с углубленным изучением двух предметов по выбору образовательного учреждения с учетом запросов детей.
В 8-9 классах начнут функционировать профессионально-образовательные кластеры, которые будут реализовывать образовательные программы в партнерстве с организациями среднего профессионального образования.
«Здоровьесберегающая школа»
Федеральные проекты «Здоровье» и «Школьный климат» «Школы Минпросвещения России» поддерживаются в региональной стратегии направлением «Здоровьесберегающая школа».
Для успешной реализации проекта открыт региональный центр здоровьесбережения, разработан «Индивидуальный здоровьесберегающий маршрут обучающегося», который позволит с учётом оценки здоровья каждого ребенка разработать персонифицированный план здоровьесберегающих мероприятий.
— Документ стал основой для проведения мониторинга здоровья обучающихся и принятия необходимых управленческих решений в каждой школе. Мониторинг реализации проекта запланирован на октябрь 2023 г., — сообщила Марина Николаевна.
Цифровая трансформация
Необходимость цифровой трансформации отрасли образования определена Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
При реализации проекта «Новые цифровые возможности образования Курской области» предстоит создать цифровую экосистему региональной сферы образования, интегрированную с федеральной ГИС «Моя школа». К настоящему моменту педагогам уже доступны библиотека образовательных материалов и цифровой образовательный контент.
В новом учебном году стоит задача перейти на платформу ФГИС «Моя школа», регистрация и работа в которой — один из важнейших показателей аккредитационного мониторинга.
Проект «Инфраструктурный стандарт курской школы» указывает на необходимость современного подхода к брендированию объектов строительства и капитальных ремонтов в системе образования, а также при реализации мероприятий национальных проектов образования — создание благоустроенных территорий, пространств для учебы, творчества и отдыха наших детей и взрослых. В новом учебном году будут открыты два центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в Розгребельской и Малокаменской средних общеобразовательных школах. Около 100 тысяч рублей из средств муниципального бюджета израсходовано на ремонт с элементами брендирования в двух помещениях каждой из названных школ и приобретение новой мебели.
— Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любом образовательном учреждении было комфортно, безопасно. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Время, в которое мы живем, учим и воспитываем своих детей, обозначило, на мой взгляд, современную, острую, важную для российского народа необходимость, основанную на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, — укрепление идеологии российского государства, неразрывно связанной с патриотизмом его граждан, — сказала Марина Николаевна. — В этой связи считаю, что школа, система образования в целом, являются главным функционалом.
Начальник управления образования от имени работников системы образования поблагодарила главу района Владимира Зайцева за организацию совместной деятельности администрации района по решению большинства проблемных задач отрасли и высказала слова благодарности в адрес руководителей и работников учреждений образования, сумевших достойно подготовить школы, детские сады, учреждения дополнительного образования к новому учебному году.
Поздравив педагогов с началом нового учебного года, Марина Разинькова представила учительскому сообществу Викторию Рыжкову — выпускницу «Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой», в этом году ставшую преподавателем фольклорного отделения Большесолдатской детской школы искусств.
О некоторых наиболее заметных направлениях деятельности своих образовательных учреждений в ходе мероприятия присутствующим рассказали директор Саморядовской школы Николай Щетинин, заместитель директора по воспитательной работе Любимовской школы Любовь Алтухова и заместитель директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Большесолдатской школы Галина Воронцова. О работе «Движения первых» рассказала председатель Совета местного отделения Севиндж Кононова.
В рамках мероприятия его участники не только успели обсудить, каким же должно быть современное образование и какие задачи призвано решать, но и уделили время приятному и торжественному моменту — вручению работникам отрасли заслуженных наград. Благодарственные письма и памятные подарки были вручены и целому ряду работников отрасли образования в связи с выходом на заслуженный отдых.