Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

«Я служил тебе, моя Россия!»

9 декабря

329

0

В нашей школе есть музей Боевой и Трудовой Славы. В нем собран богатый материал по истории села, сахарного завода, совхоза «Коллективист». Экспозиция зала Воинской Славы посвящена героическим событиям 1941-1945 годов. Пожелтевшие фотографии, треугольники солдатских писем, солдатская фляжка рассказывают нам о советских солдатах, которые 23 февраля 1943 года героически погибли при освобождении нашей родной земли от фашистских оккупантов, об односельчанах, прошагавших долгими дорогами войны. Но есть еще одна очень интересная страничка — «На страже Родины». Она каждому приходящему в музей сможет поведать о выпускниках нашей школы, которые в послевоенное время посвятили себя служению Отечеству, защите его рубежей.

Выпускник Любимовской средней школы Николай Николаевич Гульнев давно покинул родные места, всю свою жизнь посвятил морю и в селе бывает очень редко. Мы мало что о нем знали. Но, собирая материал о выпускниках разных лет, мы с ребятами из нашего поискового отряда «Компас» встретились с Гульневой Валентиной Ивановной. В разговоре всплыло имя Гульнева Николая, выпускника 1958 года. Оказалось, что она является его дальней родственницей. Стало интересно: «Где он, кем стал за эти годы?»
Мы взяли у нее адрес и написали ему письмо. В ответ он нам позвонил. В своем рассказе о себе был более чем скромен. В конце разговора признался, что «понемножку пишет стихи». А через некоторое время в школу принесли бандероль. Это Николай Николаевич прислал три книги своих стихов. Потом еще, еще и еще…. Сейчас у нас в музее уже около 40 его книг. Это стихи о России и малой родине, о военно-морском флоте и моряках: «Мой нулевой меридиан», «За тех, кто в море», «Крест косой Андреевского флага», «За тех, кто у причала», «Исповедь офицера флота», «Поступь Отечества», «Россия, Русь — последняя свобода!», «Подводный ординар», «Россия, Русь — любовь моя», «Офицер флота Леха Мамин», «Русский выбор», «Наследники корпуса Петра Великого», «Россия, Русь — печаль моя», «Именем России» и др.
Это стихи моряка, знавшего флот изнутри, стихи человека, страстно влюбленного в свою Родину, стихи гражданина, говорившего с неподдельной болью о судьбе страны и флота. Эти книги написаны так глубоко, что затрагивают ум и сердце, вызывают интерес, зажигают и будят мысли. Весь материал, все содержание — яркое, образное и полезное. Читаешь эти удивительные строки и словно общаешься наяву с глубоко интеллектуальным человеком, преданным своему делу, верным флотскому братству. Наверное, чтобы так болеть душой и сердцем за судьбу Отчизны, нужно быть не просто морским офицером, который 30 лет своей жизни посвятил Северному флоту, но еще и подлинным патриотом своей страны.
Откуда у простого сельского паренька такая безграничная любовь к Отечеству? Где ее истоки? Где берет свое начало эта жертвенная готовность его защищать? На чем она основана? Что в жизни есть такое, что может до такой степени сформировать человеческие убеждения?
Малая Родина
Родился Николай Гульнев 20 августа 1941 года в с. Любимовка Иванинского района Курской области, куда его мать Людмила Ивановна, жена лейтенанта Гульнева Николая Тимофеевича, добралась под бомбежками из г. Риги в конце июня 1941 года. Как пишет сам Николай Николаевич в своих воспоминаниях: «Земля, где мне довелось родиться и жить до 17 лет, когда-то принадлежала московским книгоиздателям братьям Сабашниковым — Михаилу и Сергею. Они у реки Реут, которая впадает в Сейм, в 1896 году основали сахарный завод. При заводе были школа, больница и весь социальный набор для рабочего люда. За рекой Реут, на косогоре, до сих пор высится красивая белокаменная церковь в честь в.м. Димитрия Солунского. Моя Родина — это русская глубинка, где было принято здороваться первым с незнакомым человеком. Она веками в трудные времена давала защитников Отечеству».
Служили Отечеству
По предположению Николая Гульнева, в его жилах течет кровь русских, украинцев, цыган и немцев. Его прадед по матери, Федор, ребенком воспитывался в цыганском таборе (видимо, после Крымской войны), в жены взял себе цыганку, позже открыл свое дело в Ростове, разбогател, вырастил семерых детей, которым смог дать прекрасное образование. И уже его внук, дед Николая Николаевича — Жеребилов Иван Антонович 1893 года рождения, окончил Владимирское Императорское военное училище в
г. Санкт-Петербург.
В период Первой мировой войны дед был дважды ранен. После революции 1917 года его избрали командиром полка, но он, сославшись на недостаточную подготовку, сложил с себя обязанности. Как бывший офицер дед познал всю тяжесть офицерской доли. Дом в селе Плесы, который ему подарил его отец Антон Федорович вместе с 10-ю десятинами земли, в 1918 году был сожжен. Из огня спасли только икону Казанской Божьей Матери, которая хранится до сих пор в семье брата Бориса. С этого времени началось скитание бывшего русского офицера. Он был обязан периодически ходить в уезд за 40 км в город Суджу и отмечаться, доказывая, что он не враг и не вредитель. В 1937 году Жеребилов Иван Антонович был арестован и осужден, но в 1939 году был оправдан и выпущен из Льговской тюрьмы. Пережил немецкую оккупацию, а в 1943 году, после освобождения Курской области, в возрасте 50 лет был призван рядовым в действующую армию. Известно, что в военный период 1941-1943 годов рядовые призывались в возрасте до 30 лет, а с 1943 года стали брать на фронт и 50-летних. Три раза был ранен. Последнее, третье, ранение, которое было самым тяжелым, дед получил в Западной Украине, сражаясь с бандеровцами. Лежал в госпитале, а потом вновь в бой. Вернулся с войны осенью 1945 года. Работал бухгалтером в совхозе. Был уважаемым человеком. В 1952 году (через 34 года!) построил небольшой собственный дом, где и умер в 1958 году. Пройдя такой тяжелый жизненный путь, он не был озлоблен и никогда не корил свое Отечество, нес в себе высокое славянское мужество и солдатскую гордость. До конца дней своих носил хромовые сапоги и поддевку из шинельного сукна. Такова доля солдата.
Дед Николая Гульнева по отцу — Тимофей Антонович 1883 года рождения — отслужил обязательную службу при Николае Втором. Но ни в Первой мировой войне, ни в Гражданской участия не принимал. Это был мудрый и трудолюбивый крестьянин, добрый человек. Он всегда скептически оценивал все попытки земельных реформ, которые проводились за его долгую жизнь. Он умер в июле 1972 года. Дом дедов порушен, сад одичал, а земля заросла бурьяном. Его крестьянская мечта о собственной земле так и не сбылась.
Отец Николая Николаевича — Гульнев Николай Тимофеевич — родился 5 марта 1915 года в селе Любимовка. 15 февраля 1940 года окончил в городе Орджоникидзе военное училище пограничных и внутренних войск им. С.М. Кирова.
Николай Николаевич вспоминает: «Службу отец начал под городом Рига. В боях принимал участие с первых дней Великой Отечественной войны. Его 5-й мотострелковый полк с боями отошел до города Таллинна. От полка в живых осталось около 200 человек. В бою получил ранение. С остатками полка на кораблях Балтийского флота был эвакуирован из Таллинна в Ленинград, пережив при этом все ужасы этого августовского перехода 1941-го года. После лечения воевал в 21-й дивизии 42-й армии Ленфронта в районе Автово — Пушкин. Мать получила похоронку о том, что Гульнев Николай Тимофеевич погиб 1 июля 1943 года». Если обратиться к истории его училища, то из выпускников 1940-1942 годов никто не стал ни генералом, ни героем — большая часть офицеров погибла.
По линии бабушки по матери Софьи Александровны большинство мужчин в роду — военные. Отец бабушки (прадед) Шнейдер Фридрих Фридрихович или Александр Александрович, как его называли, был немец, подполковник Императорской русской армии. Уйдя в отставку, стал управляющим у помещика в Солнцевском уезде Курской губернии. У него было 7 детей — 4 сына и 3 дочери. Зная, что в России к немцам отношение меняется очень резко и часто, он всем своим детям дал фамилии Калгановы — по фамилии своей супруги Елены Ивановны. Один из его сыновей служил командиром эскадрона в армии Будённого. Два младших сына — Борис и Павел Калгановы — участвовали в Великой Отечественной войне. Борис — танкист по профессии в звании майора, был убит током в 1947-ом году в городе Спасск-Дальний. Павел — двоюродный дед Николая Николаевича — дослужился до полковника.
Последняя его должность — заместитель начальника Рижского училища береговой обороны. После ухода в запас Павел Александрович проживал в городе Таллинне.
Сын сестры бабушки Софьи Александровны — Потехин Борис Николаевич, двоюродный дядя Николая Николаевича Гульнева, участник Великой Отечественной войны, выпускник высшего военно-морского Каспийского училища им. С.М. Кирова. Службу проходил на Тихоокеанском флоте. Последняя его должность — начальник Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. Макарова.
При встрече с ребятами из нашего поискового отряда Николай Николаевич рассказал и о брате Борисе, который срочную службу проходил на Балтийском флоте в Кронштадте и Либаве, и о племяннике Ю.Б. Гульневе, который в начале 90-х годов выполнял интернациональный долг в Афганистане, и о сыне Константине, который в 1988 году окончил высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. Попова и всю жизнь, как и отец, посвятил флоту.
Послевоенное лихолетье
Вот из такой семьи, богатой своими родовыми традициями верой и правдой служить Отечеству, и вышел Николай Николаевич Гульнев. Говорят, если человек рождается «в рубашке», то его ждет счастливая жизнь. Николай, наверняка, родился в тельняшке. Судьба моряка была ему написана на роду. Поэтому, наверно, само провидение вело его к офицерской службе.
Воспитывался Коля в доме деда Тимофея Антоновича, который был для него с братом Борисом одновременно и отцом, и дедом. Вся горькая судьба страны проходила на глазах мальчишек и девчонок того нелегкого времени, поэтому о военном детстве он знает не понаслышке.
Он рано познал крестьянский труд, узнал вкус горького хлеба. Сеять и пахать им, детям военного лихолетья, приходилось наравне со взрослыми — стариками и женщинами. Николай видел, как с войны возвращались солдаты. Сколько горя и слез, сколько счастья и радости принес людям день 9 мая 1945 года.
С 1948 года по 1958 год Гульнев Николай учился в нашей Любимовской школе. Николай Николаевич вспоминает: «В первый класс меня отвел мой дед по матери Иван Антонович. Школа была двухэтажная, с большими окнами. Построили ее перед войной, в 1938 году. В период оккупации здание почти не пострадало. Хоть и трудное было время — не хватало учителей, не было тетрадей, учебников, но учили нас хорошо. Только из нашего 10 А класса свыше 60% выпускников поступили в высшие учебные заведения».
После окончания школы Николай Гульнев работал в откормсовхозе простым рабочим.
Мечта о море зовет
Откуда взялась эта детская мечта стать моряком, Николай Николаевич не помнит. Но она не давала покоя, звала в дорогу. И он уже тогда понимал, что иной судьбы, кроме судьбы морского офицера, для него быть не может, потому в 1959 году Николай самостоятельно отправляется в Ленинград поступать в высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (бывшая навигацкая школа, бывший морской кадетский корпус, основанный по решению Петра I в 1701 году) на штурманский факультет.
Набор 1959 года в училище называли «Хрущевский». Это был первый набор, когда еще до учебы ребята в качестве «кандидатов в курсанты» направлялись на один год проходить срочную службу на кораблях Балтийского флота. Затем — пять лет учебы в Петербурге.
За период учебы их курс перенес три глобальных сокращения, из принятых в 1959 году сотни курсантов в 1964 получили офицерские кортики лишь 15 лейтенантов. Николай и среди них выделялся стремлением к совершенству в учебе и службе.
Место службы — Северный флот
После окончания военного училища Николай Николаевич проходил службу на Северном флоте.
За 26 лет Николай Гульнев прошел все ступени корабельной службы от командира БЧ до командира корабля, начальника штаба соединения надводных кораблей. В штабе Северного флота он проходил службу в управлении боевой подготовки. 3 года выполнял интернациональный долг в качестве специалиста боевой подготовки при заместителе командующего по боевой подготовке Кубинского революционного ВМФ.
Флот для него — жизнь, нет, даже больше, чем жизнь! Училищу и флоту обязан всем. Здесь он встретил настоящих друзей, товарищей, наставников, замечательных командиров и начальников, здесь он состоялся как человек, как морской офицер, как защитник Отечества. Здесь понял, что такое мужская дружба, что значит ценить и уважать грамотных командиров. Всегда стремился взять для себя от каждого из них что-то лучшее, что могло бы пригодиться на службе. Именно здесь, на флоте, увлекся историей страны, стал вникать в вопросы политики, искать на них ответы. Об этом у него издана целая серия книг: «Офицер флота Леха Мамин», «За тех, кто у причала», «За тех, кто в море», «Крест косой Андреевского флага», «Исповедь офицера флота».
Последние семь лет службы был в должности главного планировщика флота — составлял и планировал маршруты подводных лодок.
«По моим маршрутам, утвержденным начальником штаба Северного флота, с 1976 года по 1983 год ходили все атомные подводные лодки СФ. Я планировал полигоны и давал их для совместной отработки задач. За моей спиной десятки крупнейших тактических учений, в разработке которых я принимал непосредственное участие, а в период их проведения всегда был начальником «Поста контроля за мерами безопасности». На карту обстановки наносились все силы — «синие» и «красные». Ни одна телеграмма без Поста контроля не направлялась на атомные ПЛ» — пишет Николай Гульнев.
Листая страницы творчества
В 1991 году Николай Николаевич Гульнев в звании капитана первого ранга уволен в запас. Появилось больше свободного времени, которое он начал отдавать стихам, где, конечно же, главная тема — родной флот. Поэзию Николая Гульнева отличает высокий профессионализм как поэта, так и военного моряка. Читая его стихи, сразу же ощущаешь, что написаны они человеком, отдавшим флоту не только всю свою жизнь, но сердце и душу. Не могу оставить читателя равнодушными искренность автора, его неподдельное переживание за сегодняшний и завтрашний день ВМФ, всего нашего государства. Да и герои Гульнева — это не надуманные персонажи, а реальные боевые офицеры, выводившие свои корабли и подводные лодки на боевые службы, честно и праведно служившие своему Отечеству. Сослуживцы пишут: «Лучше Гульнева никто о флоте стихов не пишет!», «Стихи Гульнева Н.Н. — это поистине «Энциклопедия флотской жизни. Нет ни одного гарнизона, где бы не знали стихов Гульнева и с нетерпением не ожидали бы его произведения. Его стихи читают юные нахимовцы и переписывают от руки в госпитале ветераны. Уникальным явлением во флотской поэзии стали две поэмы — «Офицер флота Лёха Мамин» и «Подводная гвардия». За два с половиной года с момента выхода в свет первой части «Лёхи Мамина», она стала любимой поэмой на флоте. Именно её взяли с собой на Северный полюс экипажи подводных лодок в сентябре 2006 года. Афоризмы из «Лёхи Мамина» используют на всех флотах, считая их народным творчеством. Лучшим памятником офицерам флота периода «Холодной войны» стала «Подводная гвардия». 200 страниц, написанные онегинской строфой менее чем за два месяца, с особой силой раскрыли талант Николая Гульнева. Только огромная сила воли, дисциплинированность, эрудиция, дар Божий и любовь позволили Николаю Гульневу за несколько лет создать «нерукотворный памятник» морякам Советского и Российского флота. Творчество Николая Гульнева еще будут изучать историки, моряки и литературоведы. А пока — низкий поклон ему, искренняя благодарность от всех моряков и почитателей его таланта».
Темы его творчества различны: безработица, наркомания, армия и флот, любовь к Родине. А в центре его внимания — человек, его душа. Он пишет о России, о любви, обо всем, что его волнует, чем живет страна. В последнее время появилось много стихов о родном уголке, где родился и вырос, о селе Любимовка, о рабочем поселке.
Тонкий лирик, остро чувствующий как родную природу, так и русскую душу, автор ярко и образно рисует не только картину нашей сегодняшней жизни, но и любовно, благородно, порой с великим сожалением и горечью касается истории нашей Родины, ее культурного наследия. В его книгах: «Россия, Русь, печаль моя», «Россия, Русь, любовь моя», «Россия — Русь! Последняя свобода», «Россия, Русь, судьба моя!» — историческая судьба нашей страны от ее истоков до нынешних дней. Но Гульнев не только может «нести частички боли», но и, как офицер, умеет защищать все, что для него свято и дорого. И в каждом слове его стихов, в каждой их строчке видно сердце автора, которое переполнено глубокими чувствами за жизнь народа, простого человека, без которого ни Родины, ни, конечно, истории, и быть не может!
Капитан 1 ранга Гульнев Николай Николаевич — поэт-маринист, в 2009 году стал членом Союза писателей России.
Родники русских талантов, как и былинные герои, рождаются в самом сердце России, в ее глубинке. И до тех пор, пока они наполняют своей неиссякаемой силой все живое вокруг — наша Родина будет жить в веках.
В заключение хочется сказать, что патриотом родиться нельзя, им можно только стать. Среди Гульневых не было особо знаменитых военачальников и выдающихся полководцев, но, тем не мене, эти простые русские люди верой и правдой служили своему Отечеству. Они пережили революции, коллективизацию, репрессии, воевали на фронтах Первой мировой, Великой Отечественной войн, проливая кровь за свою Родину, охраняли рубежи нашей страны во времена «холодной войны» — то есть являлись непосредственными свидетелями крупнейших событий отечественной истории двадцатого века. Это — защитники Отечества, истинные представители русского народа, столь много пережившего в трагический двадцатый век. Наверно, священный долг служения Отечеству с молоком матери, с твердым пожатием руки деда или отца передается от земли, которая вскормила своим хлебом и напоила своей чистой родниковой водой. На их примере рос, учился любить свою деревню, поле и речку Коля Гульнев. Он был рядом со своими односельчанами в лихую годину: делил с ними и горе и радость. А в училище, приняв воинскую присягу, Гульнев Н.Н. перед лицом командования училища принял эстафету самоотверженного служения Родине и с честью пронес по жизни звание офицера флота, оставшись верным воинскому долгу: всеми свои-ми делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, — встать на ее защиту. Именно таким было всё послевоенное поколение мальчишек.
Меняется время, уходят люди, молодым достается в наследство Россия. Как остаться верными заветам отцов и дедов, историческому прошлому, своим корням? А просто в сердце каждого должна жить память. Память о своих близких. Ведь в каждой российской семье живет своя боль потерь и утрат, но из поколения в поколение передается гордость за Великую Победу, за подвиги прошедших фронтовыми дорогами, за тех, кто, оставаясь верным присяге Родины, выполнял интернациональный долг в горах Афганистана, вернулся домой живым или застыл в граните. А нынешнее тревожное время мы видим, как нынешнее поколение приняло эстафету самоотверженного служения Родине.
Но пока наши отцы, братья, сыновья, внуки выбирают для себя профессию — Родину защищать, пока не рвётся связующая нить поколений — России быть!
Совсем недавно Николай Николаевич прислал в подарок школьному музею только что изданную книгу «Крест в России по росту». В рамках празднования дня Героев России у нас прошла ее презентация.

Любовь АЛТУХОВА, руководитель поисково-краеведческого отряда «Компас» и детского объединения «Юный краевед», учитель истории и обществознания Любимовской средней школы

 

Читайте также