Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

«Без срока давности»

28 февраля

279

0

С 15 января по 1 февраля Большесолдатским районным методическим кабинетом проводился муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» среди обучающихся 5-11 классов общеобразовательных школ района.
Этот конкурс стал уже традиционным. Проводился он в целях сохранения и увековечения памяти о событиях и жертвах Великой Отечественной войны, трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников.
Школьники Большесолдатского района для участия во Всероссийском конкурсе написали девятнадцать историй. Это разные работы по стилю изложения, жанру и тематике, но в каждой работе — история близких им людей. В детских сочинениях отражены судьбы их прадедушек, прабабушек, знакомых, соседей, с именами, лицами, характерами, мечтами и надеждами, потерями и трагедиями. А главное, очень четкое понимание того, что их предки громадной, невероятной, невозможной ценой победили в той войне.

Славный военный путь моего прапрадеда

Здравствуй,
добрый мой друг!
Давно мы с тобой не говорили по душам, давно не встречались. Тревожно мне становится, когда наблюдаю за политической обстановкой, особенно за событиями на Украине, да и в мире в целом. Порой кажется, мир стал забывать весь ужас Великой Отечественной. Неужели все может повториться? Неужели гибель тысяч и тысяч людей на полях сражений, в гестаповских застенках, фашистских концлагерях так ничему не научила? Неужели забудем и станем беспечно наблюдать за происходящим? Нет, не верю. Эта память священна и вечна, героизм наших прадедов не имеет срока давности. В моей семье об этом будут помнить всегда.
Я с самого раннего детства знал о том, что мой прапрадед воевал на войне, но только эти рассказы я слышал не от него самого, а от дедушки. Моя семья с гордостью хранит все его воспоминания, документы военных лет. Недавно я нашел его фотографию. Гляжу на неё, а мой прапрадед, несмотря на серьезное выражение лица, и сейчас как будто немного улыбается. Вот он — Егор Яковлевич Миненков.
Родился он в 1902 году в селе Любостань. Окончил военное училище. На службу в армию был призван 18 ноября 1924 года. Летом 1941 года Егор Яковлевич был отправлен на фронт в составе 52-го отдельного саперного батальона 45-й стрелковой дивизии, а позже переведен в 52-ю отдельную инженерно-саперную бригаду РГК21А. В июне-сентябре 1941 года он сражался на подступах к Ленинграду. В период с 12 по 13 января участвовал в прорыве блокады Ленинграда, за что был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Прапрадед так организовал работу на ледяной переправе через Неву, что поставленная задача была выполнена досрочно. Быстрый проход танков и артиллерии был обеспечен. Президиумом Верховного Совета СССР 30 апреля 1945 года Е.Я. Миненков был награжден орденом Красной Звезды. В боях за расширение плацдарма на западном берегу Одера и Нейссе в сорок пятом году он организовал бесперебойное снабжение батальона всем необходимым для ведения боя.
Мой прапрадед прошел всю войну, служил в звании капитана. Таких людей не забывают, на них равняются. А с памятью о них из наших сердец никогда не уйдет память о войне, а, значит, мы всегда будем готовы дать достойный отпор врагу, в каком бы обличье он ни пытался посягнуть на нашу землю.
Максим ПОЗДНЯКОВ (Большесолдатская школа, возрастная группа —
5-7 классы)

 

Судьба человека

Пропавший без вести солдат
На фронте много лет назад —
О нем почти не говорят.
В фанфары громко не трубят.
Пропавших без вести солдат
Мы ищем много лет подряд.

Эти слова по праву можно отнести к герою моего рассказа, родственнику, человеку трагической судьбы.
Родился и вырос Головин Афанасий Филиппович в селе Большое Солдатское. Любил свой край, крепко привязался к земле-кормилице. Работал в колхозе. Дружно жил со своей Сашенькой, так ласково называл он жену, растил трех дочерей. Все было хорошо, но война разрушила мечты и исковеркала жизнь.
В июне 1941 года, как и многие большесолдатцы, Афанасий Филиппович был призван на службу в рабоче-крестьянскую Красную Армию. А уже через три месяца рядовой солдат получил первое боевое крещение.
Жизнь семьи в то время — ожидание. Когда ты постоянно вслушиваешься, вглядываешься в окно, тревожно вскакиваешь на любой неожиданный стук или скрип калитки. Жена и дети ждали хоть какую-нибудь весточку, ждали и молились за него. Но не было получено ни одного письма с фронта. Как ушел в июне сорок первого, попрощавшись с семьей, так и пропал. А на все вопросы, куда только ни писали, получали один ответ: «Пропал без вести» или «Сведений о гибели Афанасия Филипповича Головина нет». В октябре 1943 года семья получила официальное извещение, что солдат Головин пропал без вести.
Любимая Сашечка ждала его всю жизнь и часто говорила: «Ведь не было же похоронки. Значит, жив Афанасий, жив, чует мое сердце… Придет!».
Так и не узнала Александра Осиповна, что произошло с ее мужем в октябре 1941 года, да и старшие дочери умерли, так не узнав о судьбе отца.
Спустя годы младшая дочь случайно в газете «Курская правда» от 1 августа 2006 года среди опубликованных 3000 фамилий узников фашистских концлагерей увидела фамилию своего отца.
Долгие десятилетия после войны их, сгинувших в фашистском плену, считали пропавшими без вести. Суровая Родина не хотела признавать их своими верными сыновьями, поставив на памяти о них клеймо «предателей». И только в последние годы родные узников узнали правду. Представитель немецкой общественной организации «Народный союз Германии по уходу за военными могилами» Вольфган Строек составил базу данных на 3000 военнопленных — уроженцев Курской области. Оказалось, что под городом Дорогобуж Смоленской области во время ожесточенных боев (5 октября 1941 года) Головин попал в плен.
Как жил в плену солдат, что испытывал, нам неизвестно. Но то, что вполне здоровый мужчина в 36 лет умер в концлагере через 3 месяца (10 января 1942 года), говорит о многом. Я читала произведения К. Воробьева «Это мы, Господи», М. Шолохова «Судьба человека», где рассказывается о лагерях военнопленных. Страшно было читать о нечеловеческом обращении фашистов с заключенными, об обезумевших, потерявших человеческий облик людях, о тщетных попытках побегов и последующих зверских пытках.
Что пришлось пережить герою моего рассказа, я не знаю. Но ясно одно — выжить в этих условиях просто было невозможно. Похоронен Афанасий Филиппович Головин в Мюльбере (Германия).
Ульяна ГОЛОВИНА (Большесолдатская школа, возрастная группа —
8-9 классы)

 

Человек под номером

В начале улицы, где я живу, стоит одинокий дом. В нем уже несколько лет не слышатся голоса людей, не стучат шаги по крылечку, а тропинка, ведущая к дому, поросла травой. Лишь только калитка с поржавевшими от дождя и снега петлями скрипит под напором сильного ветра. Здесь жил дедушка Ермолай — так звали мы его с друзьями. Он всегда угощал нас яблоками и конфетами. Однажды летом, когда мы выбирали себе краснобокие спелые яблоки из его ладоней, я заметила на руке какой-то номер. Лизнув свой палец, попыталась стереть эти цифры, но дедушка лишь улыбнулся: «Не стирается он…». И, усадив нас на скамейку, стал рассказывать о себе: о своем детстве, о юности, и об истории этого номера.
Глебов Ермолай Тихонович родился 25 марта 1926 года в селе Любостань. Отец «сгинул» на «финской», а мать, промочив ноги в ледяной проруби, «прохворав», умерла перед самой Великой Отечественной войной. «Вот и жили вдвоем со старшей сестрой, держались друг друга»,- вспоминал дедушка. К тому времени Ермолай, окончив 4 класса местной школы, стал работать на полях родного колхоза. Он вспоминал, как объявили войну, как стали уходить те люди, которые только что мирно работали, балагурили в тени на лавочке, слушали его игру на балалайке. В 1942 году полицаи, как представители немецкой власти, ходили по селу и объявляли, что одному человеку от каждой семьи, старше пятнадцати лет, нужно ехать в Германию работать. Ермолай Тихонович на правах мужчины решил, что поедет он, а сестра останется дома — не женское это дело. Прибавив себе годы, он стоял на сборном пункте в центре села. Многие плакали, ведь они не знали, что ждет их впереди. Обернувшись, чтобы в последний раз посмотреть на родные просторы, увидеть крышу своей хаты, мальчишка получил удар прикладом автомата в спину. Так, под охраной горластых фашистов, они добрели до села Любимовка, где были погружены в вагоны так, что ехать можно было только стоя. Один раз в сутки их кормили, лишь бы хватило сил только на переезд. Голод, жажду, смрад и болезни многие не выдерживали, поэтому на каждой остановке выгружали умерших невольников. Люди теряли счет времени. И вот их доставили в деревню Данкмаркхаузен. После регистрации им всем присвоили номера. «Здесь не было имен у людей — были номера», — рассказывал дедушка Ермолай. Работали на фабрике Геринга — одного из главных фашистов. От непосильной работы и голода многие умирали. Ермолай и земляк из Льгова Алексей решились на побег, как на единственное спасение. Они долго наблюдали за распорядком на фабрике, за сменой охраны. И вот момент настал, сорвав свой номер «14171-Ост», Ермолай и Алексей побежали в лес. Несколько дней пробирались по ночам на юг, наслаждаясь свободой, а днем отсыпались. Но однажды их заметил немецкий охотник. Когда беглецы отдыхали под утренним солнцем, наскочили автоматчики с овчарками. Две недели длился допрос с побоями, а затем их отвезли в местную тюрьму. Через месяц беглецов отправили в концентрационный лагерь Зексенхаузен. Колючая проволока под током, виселицы, удушающий дым крематория и люди, потерявшие свои имена — ходячие номера.
Однажды я узнала, что только на работах в Германии погибло 2,2 миллиона человек. Это страшные цифры, но ещё ужаснее, когда люди становятся номерами!
Анастасия ГНЕЗДИЛОВА (Любостанская школа, возрастная группа —
8-9 классы)

 

Читайте также