Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

Смотреть на жизнь с оптимизмом

21 июля

199

0

Есть в расположении холмистой Любостани что-то свободное, вольное что ли, а с некоторых улиц открывается такой вид,
что кажется, что взгляд падает в бесконечность и теряется где-то в глубине бескрайнего голубого неба. Вроде и нет ничего необычного, но завораживает. То же и с людьми, живущими здесь…

Возможно, будет неправильным судить о многих по одной семье, в которой мне посчастливилось побывать на днях, но так хочется, потому что редко можно встретить людей, которых связывают по-настоящему искренние чувства любви, заботы, терпения и неподдельного беспокойства друг о друге. И это семья 90-летнего юбиляра из с. Любостань Анастасии Ивановны Ореховой.
Анастасия Ивановна родилась 13 июля 1933 года в простой крестьянской семье. Мама — Марфа Ивановна — разнорабочая в колхозе имени Кирова, отец — Иван Дмитриевич — агроном того же хозяйства. К сельскохозяйственному труду Анастасия Ивановна прибита, как принято говорить, с раннего детства, а в основном мужское окружение — трое братьев — добавило характеру маленькой Настеньки бойкости, настойчивости и, что, наверное, закономерно, воспитало чувство юмора и умение шутить. С таким нехитрым багажом моя собеседница и начала свой длинный и нелегкий жизненный путь…
Она уже и не помнит, с какого времени пошла трудиться в колхоз, помнит, что больно мала была, потому все, что ей могли доверить, так это вместе с другими ребятами зерном, ссыпанным с комбайнов, мешки заполнять. Потом года два училась в школе, и снова в колхоз, где рабочие руки всегда были нужны. Ей исполнилось лет 8, когда в жизнь ее семьи ворвалась Великая Отечественная война… Отец ушел на фронт с самого ее начала, так что период оккупации семья переживала уже без него…
Большое хозяйство, содержащееся в подворье Гнездиловых, оказалось на женских и детских плечах. Корова, овцы, гуси, куры — все требовало присмотра. Заготовкой кормов для коровки-кормилицы, к примеру, занимался старший брат Николай. Хватало работы и для других детей. С началом оккупации Гнездиловы, как и сотни других семей, выживавших на занятых фашистами территориях, столкнулась с новой реальностью. Ощущение бесправия, беспомощности и постоянного страха плотно вошло в их быт. А со временем к этим чувствам присоединился и голод.
Анастасия Ивановна хорошо помнит, как впервые столкнулась с немецкими солдатами:
— Мама была на огороде, полола, а я сильно проголодалась и пошла звать ее домой, чтобы покормила. Она отослала меня в дом, пообещав, что скоро придет. Я только спустилась с огорода, когда услышала стук в дверь. Тихонько выглянула в окно и увидела солдат в чужой форме, с оружием, — рассказывает моя собеседница, — трудно передать, насколько сильно я испугалась. Дрожа от страха, задвинула засов. Они немного постояли и ушли.
Но ушли они ненадолго. Вскоре подворье Гнездиловых, как собственно, и других домов, познало на себе «хозяйскую» руку фашистов.
— Отбирали все: птицу, скот, — забирали и на лошадях увозили…, — вспоминает Анастасия Ивановна.
… С голодом люди боролись каждый по-своему. Моя собеседница и сегодня помнит нехитрый рецепт хлеба из орешника.
— Листья орешника нашелушивали в лесу, помню, жуки тучами летели, затем сушили, толкли, пока масса не начинала напоминать муку, и хлеб пекли. По вкусу он, конечно, так себе, но от голода спасал. Тем и жили, а этот вкус я до сих пор помню, — говорит женщина, — словом, трудно выживали.
В юности тоже легче не стало.
— Работала в колхозе — косила, полола, скирдовала, на волах солому тягали, так и повзрослела, — рассказывает юбилярша.
…Время шло, жизнь раскидала братьев далеко за пределы малой родины. Николай оказался в Калининграде, Павел — в Свердловске, Иван — в Краснодарском крае. А юной Насте приглянулся темноволосый танцор и балагур Василий (на нижнем фото). Да так понравился, что вскоре, не дожидаясь 18 лет, Анастасия Ивановна вышла за него замуж.
— В Любостани была старая школа, в ней всегда проводили выборы, а по вечерам в то время там молодежь собиралась – карагоды, песни, пляски, — рассказывает Мария Васильевна, дочь Анастасии Ивановны. — А отец, по словам мамы, красивым был, чубатым, волосы темные, а как танцевал!
— Так он Вас, Анастасия Ивановна, танцем покорил? — шучу.
— Не танцем, а скоком, это под гармошку танцуют, а под лёли скачут, — серьезно уточняет моя собеседница, которая сама очень любила и с удовольствием и большим умением на протяжении всей жизни пела алелёшные песни. Постоянная участница художественной самодеятельности, она не единожды радовала селян номерами концертных программ в местном Доме культуры, где еще совсем недавно можно было насладиться ее пением.
— В 85 лет она еще пела. Её исполнением даже интересовались сотрудники Санкт-Петербургского института культуры, — рассказывает Мария Васильевна, — она и в церковном хоре местной церкви пела, мама всегда была заводной, ценила в людях умение жить с настроением несмотря ни на что, поэтому мой отец, обладавший добрым и веселым нравом, ей сразу приглянулся.
Весной 51-го года Анастасия Ивановна и Василий Яковлевич поженились. Венчались в церкви. А сразу же после свадьбы его призвали в армию. Долгих три года служил в Германии, поэтому своего первенца Ванечку впервые увидел только на фотографии. В Ванечке же в доме свекра Якова Орехова — ветерана Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы — души не чаяли и невестку любили. О том, что в доме на Ореховке (название улицы) тесновато, задумались лишь тогда, когда Василий пришел из армии. Решили строиться на Выгонке (ныне ул. Центральная), где по сей день и живет Анастасия Ивановна. За стройкой, работой и домашними делами в семье Ореховых появляются сын Николай и дочь Мария. Хлопот прибавилось, но это были приятные хлопоты…
Стоит отметить, что с детства привыкшая к тяжелому сельскохозяйственному труду, Анастасия Ивановна работать любила и умела.
— Работы она никакой не боялась, — рассказывает Мария Васильевна, — она косила так, что мужики завидовали, какая у Насти ручка (полоса прокоса) была. Бывало, все обедают, а она косы точит, лучше нее никто точить не мог.
А в 1974 году в дом Ореховых пришла беда — в результате тяжелой болезни Василий Яковлевич ушел из жизни. В 40 лет Анастасия Ивановна овдовела. Сыновья помогали, как могли – работали, маленькими воду на колхозные поля возили, а подросли — выучились на трактористов. Дочь Мария какое-то время жила в Москве, вышла замуж и вернулась в отчий дом. Работала поначалу в детском саду поваром, потом заведовала колхозной столовой. Кстати, именно об этом периоде работы предприятия общественного питания труженики хозяйства вспоминают с особым удовольствием, отмечая и качество, и вкус приготовленных блюд. Попробовала себя Мария Васильевна и в должности заведующей магазином.
Сегодня она — надежда и опора матери — залог ее спокойной и обеспеченной заботой и вниманием старости. Ее трогательная дочерняя любовь сквозит в каждом движении, обращенном в сторону Анастасии Ивановны, в каждом, даже сказанном мельком, слове.
— Бабушку в нашей семье все любят, — говорит Мария Васильевна, — и дети, и внуки, и правнуки. Нас у нее много. Было трое, а теперь, к нескончаемой нашей боли, осталось только двое детей. Старший Иван, к сожалению, не дожил до сегодняшнего дня. Есть еще четверо внуков и шестеро правнуков. Она всех нас очень любит, а внуков и правнуков еще и сильно балует. Мы отвечаем ей тем же.
— Вот, кстати, обратите внимание, какой подарок ей внуки привезли на 90-летие, — продолжает свой рассказ Мария Васильевна, указывая на портрет. — Это наша бабушка Анастасия. Какая красавица!
С портрета на мир взирают с добрым озорным прищуром живые глаза всеми любимой бабушки.
— Такая она и в жизни, — говорит дочь. — Не может без шутки или розыгрыша. Вот, помню, как-то году в 1978 или 79-м случай был. Бабы на колхозном поле свеклу пололи. Вдруг видят, по полю проверяющие к ним направляются, в пиджаках, в шляпах. Перепугались, угнулись и взялись за работу активнее. Чуть животы со смеху не надорвали, когда начальство ближе подошло. Им оказались мама с подругой, переодетые в мужские костюмы. Что тут скажешь? Она и работать, и отдыхать умела, и людям настроение поднять. Она и сегодня все такая же — неугомонная.
На пенсию Анастасия Ивановна вышла, как и положено, в 55 лет. Но ее неспокойный нрав продлил ее трудовой стаж еще на 10 лет. И это не считая огромной занятости по хозяйству — в подворье было две коровы, быки, свиноматки, овцы и разной птицы не счесть. Со временем, конечно, живности в подворье поубавилось, но и сегодня привыкшая к труду семья держит коз, свиней, различную птицу и обрабатывает приусадебный участок.
Еще два года назад Анастасия Ивановна могла тайком от дочери отлучиться на огород с тяпкой, чтобы вопреки предостережениям родных пройти рядок-другой свеклы, сегодня, правда, на такие эксперименты уже не решается, зато с удовольствием присматривает на улице за утками. В связи с чем я, конечно же, не могла не задать вопрос о секрете долголетия, на что получила однозначный ответ — секрет долголетия кроется в том, чтобы честно трудиться и смотреть на жизнь с оптимизмом, а Господь Бог даст здоровье и силы.
Крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и оптимистичного взгляда на жизнь пожелали 90-летней юбилярше — ветерану труда Анастасии Ивановне Ореховой и прибывшие поздравить ее со столь значительной датой в минувший понедельник председатель и секретарь районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Татьяна Ефремова и Валентина Шевердина, а также глава Любостанского сельсовета Ольга Разинькова. Поздравительный адрес, подписанный главой района Владимиром Зайцевым и председателем Представительного Собрания района Дмитрием Рыбочкиным, со словами благодарности Анастасии Ивановне вручила Татьяна Ефремова.

Читайте также