Коррекционное обучение: таких детей нельзя вылечить, но им можно помочь
Дети! Они могут быть разными. Кто-то общительный, кто-то замкнутый, кто-то активный,
кто-то пассивный, кто-то легко поддаётся обучению, а кому-то необходимо помочь. Но каждый из них должен получить образование. И каждый в равной степени имеет на это право.
Задача учителя состоит именно в том, чтобы найти методы и приёмы для реализации этого обучения, особенно если речь идёт о детях, которые учатся в коррекционном классе. Можно ли представить учителя, который хотел бы плохо учить детей? Просто невозможно! Успех работы учителя — в увлеченном творческом труде, в постоянном поиске новых наиболее эффективных методов и приемов. Я стремлюсь плодотворно использовать каждую минуту урока для приобретения учащимися новых знаний, для формирования у детей практических умений и навыков. Провожу продуманную работу по развитию творческих способностей учащихся, используя для этого различные формы и методы, вовлекая школьника в разнообразную и целенаправленную деятельность, добиваясь его активного участия в решении поставленных перед ним задач.
В сотрудничестве с учащимися я использую гуманно-личностный стиль общения, который построен на уважении друг к другу, взаимном доверии, желании слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребёнок хотел идти за ним. В основе учительской работы должна лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание, сотрудничество. Не перевоспитание ребёнка, а принятие его таким, какой он есть. Стремиться развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Создать условия для творческого развития ребёнка. Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса. Об этом свидетельствует современный положительный опыт обучения так называемых «необучаемых» детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Используя различные образовательные технологии, я пришла к выводу, что необходимо:
— обучение вести в максимальном контакте с учеником, чтобы постоянно присутствовало общение с ребёнком, сотрудничество с ребёнком;
— обучение осуществлять параллельно развивая ум, сердце и руки учеников;
— постараться воспитание вести без наказания;
— добиваться тройного сотрудничества: учитель — ученик — родители;
— обучение вести через игру.
Вспоминая слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Формула «Успех порождает успех…» в классах коррекции действует безотказно. И она должна работать не только на уроках, но и во внеурочное время: на секциях, кружках, чтобы ученики могли показать себя, поверить в себя, полюбить себя и окружающий их мир. Ведь только любовь творит чудеса. Именно поэтому, каждый день встречаю детей у порога, спрашиваю о здоровье, о доме, о просмотренных телепередачах и прочитанных книгах. А на первом уроке дарим друг другу комплименты и рассказываем о погоде. Постоянно необходимо использовать словесные способы поощрения и поддержки, для того чтобы ребёнок почувствовал себя более уверенно и стремился достигнуть новых высот. Одна из целей состоит в том, чтобы дети больше общались, учились понимать друг друга, развивали связанную речь и коммуникативные способности, могли свободно высказываться на любую тему, оттачивали умение пользоваться словом. Каждый специалист, работающий с детьми, нуждается в объективной информации о семье, в которой воспитывается ребенок.
Постоянно работаю над общим развитием личности — развитием ума, воли, чувств. Развивая ум, развиваем волю — умение поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение её. Работаем над выполнением любых задач, начиная от самых простых, заканчивая самыми сложными. На каждом этапе делаем выводы и анализируем то, чего мы достигли. В результате коррекционного обучения у ребёнка должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные предметные знания занимают своё определённое место. И этот образ мира помогает ребенку из коррекционного класса выстроить, как будто по кирпичику, знания на которых стоит чувство уверенности в себе, на чём и формируется отношение к окружающему миру. Важно не только дать какие-то знания, но и научить жить, общаться с людьми, обслуживать себя.
В этом году у меня выпускник 9 коррекционного класса. С 1 по 9 класс нам пришлось пройти серьезный, трудный, и конечно же увлекательный путь. Я очень довольна результатом, хочу сказать большое спасибо семье моего ученика за сотрудничество, за совместную тяжелую и каждодневную работу. Только такие родители могут знать цену результату этой долгой работы. Семья Бабуриных усыновила Илью, и это еще в большей степени характеризует их с положительной стороны.
Через 3 месяца заканчивается школьный год. И я от всей души хочу пожелать своему ученику достойно продолжить жизненный путь.
Незаметно наши дети подрастают,
Но в душе тревога остается,
В коридорах школы от души
Эхо тихих песен раздается.
Голоса все дальше и серьезней,
И не можем детства мы вернуть,
Нам привыкнуть нужно осторожно,
К взрослым им привыкнуть как-нибудь.
Не вернуть нам вас: веселых, конопатых,
Ласковых, чумазых, озорных,
Все стремятся и спешат куда-то
Дети наши в неизведанную жизнь.
Людмила ТАРАТОРКИНА,
учитель коррекционного класса
Любостанской средней школы