Комментарии
Антон к посту: Число отложенных рецептов снизилось в два раза "Несмотря на то что проблем с доступ.."
Виктория к посту: Поездка в «Артек» за победу в конкурсе "Дети-иностранцы и дети соотечествен.."
Антон к посту: С космической скоростью "Если скорость КА или другого объект.."

«Другого счастья мне не надо»

12 января

560

0

В ряду славных юбилеев прибыло. В декабре прошлого года свое 90-летие отметила Мария Семеновна Бабкина, уроженка деревни Махов Колодезь.

Со столь знаменательной датой женщину поздравили руководитель и секретарь районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Татьяна Ефремова и Валентина Шевердина, а также представитель администрации Большесолдатского сельсовета Ирина Демьяненко. Сказав немало добрых слов в адрес юбилярши, гости вручили женщине подарки и приветственный адрес, подписанный главой Большесолдатского района Владимиром Зайцевым и председателем Представительного Собрания Дмитрием Рыбочкиным.
Несмотря на то, что за плечами женщины не один десяток прожитых в тяжелом труде лет, Мария Семеновна сохранила легкий, заводной нрав и неисчерпаемую любовь к жизни.
Она родилась в далеком 1933 году в многодетной по нашим меркам семье. Анна Павловна и Семен Михайлович Рыжковы — родители юбилярши — были людьми добродушными и трудолюбивыми. Всю свою жизнь они посвятили сельскохозяйственному производству, трудясь в колхозе «Правда». Любовь к труду они завещали и своим детям — Марии, Григорию и Татьяне.
К сожалению, брат Марии Семеновны давно покинул этот мир, а вот младшая сестра Татьяна к превеликой радости моей собеседницы по сей день живет и здравствует в Солнцево. Понятно, что не виделись уже давно, но от одной мысли о том, что с родным человеком все в порядке, на душе моей собеседницы становится теплее. Это удивительное чувство благодарности Господу за то, что сохранил близкого человека, испытывают многие, кто терял родных. Марии Семеновне довелось пережить такие потери, которые не каждому выпадают, а если уж выпадают, то непременно обугливают частицу души. Раз за разом женщина собирала себя по крупицам, чтобы жить дальше и не отчаяться.Но обо всем по порядку.
Раннее детство было для маленькой Маши довольно счастливым периодом. В кругу родных она не была обременена какими-то особенными обязанностями — все как у всех. Более того, ей удалось даже пару лет посещать школу. Все неприятности и беды ворвались в размеренную жизнь семьи и растоптали счастье огненным немецким сапогом. Великая Отечественная война началась для девочки даже не с периода оккупации, а ранее, когда отца направили на полтора месяца в Суджу на подготовку. Он вернулся домой только после окончания Великой Отечественной. Все это время семья выживала.
— Я трудилась, мама болела. Я бралась за любую работу, все умела делать, даже на коровах пахала — водила коров, но все равно было голодно, ходили раздетыми и разутыми. В школу, кстати сказать, немец не дал ходить. Два класса отучилась, вот и вся моя грамота, — говорит моя собеседница.
Среди немцев, по словам Марии Семеновны, попадались всякие: и сочувствующие, и терпимые, и откровенно ненавидящие. Но семье моей собеседницы повезло — их, по ее мнению, не обижали, хотя так же, как и у других, и на постое стояли, и продукты питания отбирали. Правда, что касается продовольствия, то его отбирали немцев кормить в основном полицаи.
После войны жизнь Марии Семеновны легче не стала, селян мучил голод. В школу девочка больше не пошла — помогала матери, работала в колхозе, поначалу подносила воду косарям, снопы относила, свеклу полола. А позже…
— Мне уже 14 годков было, — рассказывает Мария Семеновна, — когда я пошла рядом с мужиками косить, которые с войны пришли. Удалось, слава Богу. Зерновые я, конечно, не косила — не стягивала, а вот травы… травы да.
Так постепенно, незаметно детство и юность моей собеседницы стали ее взрослой жизнью. С поля — на ферму. Работала свинаркой, затем — дояркой. Работы не чуралась, где требовались умелые женские руки, там и трудилась.
Вскоре бойкую девчонку приметил ее одногодок Иван Бабкин, он в том же колхозе «Правда» работал трактористом. В 1955 году сыграли свадьбу. Молодоженам было по 22 года. Иван Сергеевич хозяином был хорошим, рукастым. Про таких говорят: «и в поле, и дома». Он и в колхозе на хорошем счету был, и в домашнем хозяйстве толк знал, и дом поставить мог, что, собственно, и сделал вместе с Марией Семеновной.
— Муж у меня был хороший, жили дружно, жаль, мало прожили. Ему сравнялось всего лишь 54 года, когда заболел, а затем вскоре и умер. Я осталась с сыном и с невесткой.
Мария Семеновна едва справилась с постигшей ее семью трагедией. Тогда она и предположить не могла, что судьба ударит в будущем несравнимо больнее, и ей доведется испытать еще одну потерю, которая тяжким бременем ляжет на ее сердце, да и вообще перевернет всю привычную жизнь. В 2018 году Мария Семеновна теряет свою надежную опору — единственного сына. Невестка Вера (на фото слева) с тремя детьми перебирается к своим родителям, но свекровь не забывает.
— А я осталась и до сих пор живу одна, — говорит Мария Семеновна, — и спасибо огромное Верочке, она меня не оставила, и внуки тоже не оставляют, через день приезжают.
— Бабушка у нас богатая, — говорит племянница Валентина Косинова (на фото справа), — у нее трое внуков и семеро правнуков. Все они ее очень любят и часто навещают.
Стоит отдать должное моей собеседнице, несмотря на не первый год ухудшающийся слух и боль в ногах она в состоянии о себе позаботиться, но помощь близких всегда кстати. И она с благодарностью принимает заботу родных, которые с удовольствием ее поддерживают, доставляя продукты питания и помогая по дому. Да, годы берут свое, но над чем они действительно не властны, так это над неугомонным нравом Марии Семеновны, над ее неуемным, заводным характером.
— Я любила песни, танцы, пляски с самого детства. Врожденная артистка была. Этим я в маму с папой пошла. У них и училась, — вспоминает юбилярша. — Все, что запомнила, до сей поры в голове держу. Жаль только, ноги не дают, а то сию же минуту в пляс бы пустилась.
— А Вы спойте!
— Да уж и голоса, поди, нет, — отвечает она, и тут же по комнате переливами разносятся слова известной песни: «Как у нас под окном расцветала сирень, расцветала сирень голубая…». Песню подхватывает сначала невестка Вера Николаевна, затем племянница Валентина Васильевна, и вот уже все гости Марии Семеновны в один голос заканчивают куплет. Мария Семеновна запевает следующую, потом следующую…
Стоит ли в данном случае задавать ставший уже привычным при посещении солидных юбиляров вопрос о секрете долголетия? Кажется, и так все ясно. Несмотря ни на что, назло всем бедам и горестям русский человек даже в преклонном возрасте никогда не позволяет себе унывать, жаловаться на судьбу и жалеть себя. Беды и трудности его только закаляют, а песня исцеляет и позволяет жить дальше. И не просто жить, а радоваться каждому новому дню.
Помните, как поется в известнейшем произведении прошлого века: «Нам песня строить и жить помогает». Так и для Марии Семеновны песня на протяжении всей ее жизни была отрадой для души. Как бы тяжело она ни работала, как бы сильно ни уставала, она всегда находила время для организации культурного досуга. А после выхода на пенсию стала постоянной участницей художественной самодеятельности в местном клубе. Выступала и на областных подмостках, и в Коренной. Вместе с ней часто ездили ее невестка и внук.
— Вы счастливы? — задаю я вопрос.
— Да, — просто и коротко отвечает Мария Семеновна. — Меня окружают мои родненькие, и другого счастья мне не надо.
Лариса Изотова

Читайте также