Комментарии
Дарья к посту: ГИА-2021: как это было? "Важное нововведение: к этому тесту.."
Иван к посту: 20 июня — День медицинского работника "Проявлять высочайшее уважение к жиз.."

В небе над Любостанью

26 ноября

107

0

На прошлой неделе работники Любостанского дома культуры посетили на местном кладбище могилу Владимира Карповича Лесового, воздушного стрелка советского экспериментального тяжелого дальнего бомбардировщика, который был сбит в небе над Любостанью 13 ноября 1941 года. Траурному мероприятию был посвящен мемориальный час под названием “У могилы солдата”.

Я задалась вопросом, кто же такой Владимир Лесовой? Несколько запросов в поисковой системе сети Интернет, и вот что мне удалось узнать. Родился Владимир Карпович в 1918 году в селе Рубежное Волчанского района Харьковской области. Семья была многодетной — шесть братьев и четыре сестры. В 35-х годах прошлого столетия семья Лесовых переехала на постоянное место жительства в город Харьков. Паренек хорошо учился и окончил 10 классов. Он был скромно одет и обут, но всегда был веселым и жизнерадостным, с удовольствием помогал одноклассникам, которым труднее давалась школьная программа, и говорил, что нельзя бросать товарища в беде.
Юноша очень любил спорт. Посещая авиационный клуб ДОСААФ, он совершил 5 прыжков с парашютом. В свободное время любил петь, умел играть на балалайке, гитаре и других струнных инструментах.
Страна жила в напряженном предвоенном времени. То и дело из Германии приходили тревожные слухи о готовящихся наступательных операциях на Советский Союз, что означало, что вот-вот начнется Вторая мировая война.
На харьковском заводе им. Малышева группой конструкторов под руководством М.И. Кошкина разрабатывался новый танк Т-34, который сыграл огромную роль в годы Великой Отечественной войны. Именно на этом заводе работали два старших брата Владимира Лесового — Григорий Карпович и Николай Карпович. Они помогли своему младшему брату стать рабочим по выпуску боевых машин. Трудясь на заводе, он стал высококлассным водителем Т-34. Особенно ему завидовали при погрузке танков, которые отправляли в военные подразделения. Не сбавляя скорости, он словно взлетал на платформу и тут же замирал.
Фотография Владимира Карповича висела на доске почета, ему неоднократно вручали почетные грамоты. С этого завода Володя и был призван на военную службу в 51-ый дальний бомбардировочный авиационный полк.
Шел пятый месяц Великой Отечественной войны. Враг рвался к Москве — сердцу нашей Родины, оставляя на полях сражений тысячи убитых, бросая в бой все новые и новые бронированные силы. Страна оказалась в опасности. Советскому командованию стало известно, что на Западный фронт, под Винницу, из Германии должен выехать генеральный штаб. Поезд должен был проходить через вокзал города Варшавы в 19 часов вечера. Нашим командованием было принято решение направить три самолета бомбардировщика с задачей нанести удар с воздуха по упомянутому составу, чтобы разбить его. В авиаполку был подобран экипаж из старшего лейтенанта И.О. Тихого, который не раз выполнял особые задания. Также в состав вошли радист Я.З. Ковалев, штурман И.О. Петелько и радист-стрелок В.К. Лесовой.
13 ноября 1941 года с Липецкого аэродрома самолет поднялся в воздух. Экипажу предстояло пролететь более двух тысяч километров над территорией, занятой врагом. При подходе к главному вокзалу города Варшава самолет был замечен противником. В сумерках вспыхнули прожекторы, заработала зенитная артиллерия, пулеметы. Но самолет шел на цель, маневрируя, стараясь уйти от огня. На седьмой минуте полета самолет бросило в сторону, на время управление им было потеряно, появилось пламя, кабину заполнило дымом. Экипаж мужественно боролся: удалось погасить огонь, вывести машину из-под обстрела. Выяснилось, что самолет подбит зенитным снарядом. Радист-стрелок Лесовой был убит.
Оставшись в живых, члены экипажа И.О. Тихий, Я.З. Ковалев, И.О. Петелько с неимоверными трудностями вели поврежденный самолет на восток, то и дело меняя маршрут. Им удалось дойти до курщины, а точнее до села Любостань. До линии фронта оставалось около 120 километров, но приборы показывали, что вот-вот закончится топливо. Внизу территория занята противником. Членами экипажа было принято решение катапультироваться и пробираться через линию фронта пешком. Темной ночью они приземлились у окраины села Любостань.
Членам экипажа понадобилось десять дней, чтобы перейти линию фронта и доложить о выполнении боевого задания и о гибели радиста-стрелка Владимира Лесового.
По-разному сложились судьбы товарищей и однополчан Владимира Лесового. Петелько погиб в 1942 году под Ливнами, Тихий — в 1943 году на Курской дуге. До конца войны сражался в авиации лишь Я.З. Ковалев.
Крушение советского экспериментального тяжелого дальнего бомбардировщика навечно вписано в летопись села Любостань Великой Отечественной войной и бережно хранится в памяти многих поколений любостанцев.
2 августа в 1986 году на могилу Владимира Лесового приезжали родственники. Правление колхоза им. Чапаева соорудило надгробную плиту на могилу защитника Отечества.

Есть у нас в селе святое место,
Где упал горящий самолёт.
И весной, нарядившись невестой,
В День Победы там груша цветёт.

В ноябре сорок первого, ночью,
На Варшаву взял курс самолёт…
Предо мною, как будто воочию,
Предстаёт тот последний полет.

На кладбищенской сельской окраине
Он нашёл свой последний приют,
Молодой паренёк из Украины,
Что не встретил победный салют.

Над могилой клён низко клонится,
И шумит от ветра трава…
Здесь в земле прах солдата покоится,
В той могиле, что с краю у рва.
Ольга ПУЧКОВА,
заведующая Любостанским ЦСДК

Подготовила Юлия КУЗНЕЦОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также